5 марта 2015 г.

Полю Мориа - 90… если был бы жив. Его оркестру 50, и он… жив !



Великий маэстро Франции - Поль Мориа мог бы отпраздновать 4 марта целых 90 лет. Но бог отмерил ему 81 год. Тоже немало, и к тому же на профессиональной сцене маэстро проработал более 60 лет.

Говорят, что учиться ходить, говорить и играть на фортепиано маленький Поль начал почти одновременно. Так же как Моцарт, он в 3 годика сел за инструмент и, к великому изумлению мамы, одной рукой наиграл мелодию. «Как после этого не поверить в судьбоносное предназначение ?» - с улыбкой вспоминал знаменитый музыкант своё золотое детство. К теме сравнения с Моцартом ещё вернёмся. А пока можно напомнить, что в 14 лет Поль уже окончил консерваторию для одарённых школьников в своём родном Марселе. В 17 лет создал свой первый небольшой оркестр, и выступал с ним в различных мьюзик-холлах, в том числе и в оккупированном немцами Париже.


Несколько десятилетий спустя один музыкальный обозреватель из Китая назовёт Мориа «богом французской послевоенной музыки». Уточним, что размах китайского критика включал всю 2-ю половину ХХ века, тем не менее он вряд ли сильно преувеличил. А вот в Японии Поль Мориа как раз стал настоящим божеством. Самый большой фан-клуб этого оркестра находится в стране восходящего солнца. Как ни печально, но в родной Франции дела обстоят почти наоборот. Мало кто из современных потомков галлов знает и помнит оркестр Мориа. Сейчас это уже невеселая европейская реальность, когда исполнитель, со временем, становится популярен больше за пределами своего отечества.

Несмотря на то, что Поль ни дня не мог прожить без музыки, свой гранд-оркестр под фирменным лейблом “Le Grand Orchestre de Paul Mauriat”, который мы заслушивали на всех видах носителей и любовались в теле-эфире, он создал только в 1965 году. А первые 20 послевоенных лет, тогда ещё не сильно знаменитый маэстро, а просто пианист и композитор П.Мориа сотрудничал с разными сессионными музыкантами, собирая оркестрики для живых выступлений и записи саундтреков собственного сочинения. Из всех фильмов с музыкой Мориа наш зритель мог лицезреть первые две ленты комедийной жандармской эпопеи с Луи Де Фюнесом. Писал он и музыку к песням некоторых популярных исполнителей, как Шарль Азнавур, Петула Кларк и других. Песня “Chariot” (1962) в исполнении П.Кларк перешагнула через океан и стала знаменитой в США под названием “I Will Follow Him”.


После создания гранд-оркестра Поль продолжал работать с Азнавуром и дальше, но ещё более значительная заслуга, - он стал первым автором и аккомпаниатором для крошки Мирей Матье (её рост всего 153 см). С ней же впервые приехал в СССР в 1967 году. Советские люди обожали оркестр П.Мориа, и его 4 виниловых диска, выпущенных фирмой «Мелодия», считали очень незначительным количеством. Меломаны – фанаты вообще были недовольны: а где же «Токката» ? Несправедливо как-то, что популярнейшая инструментальная пьеса, считавшаяся у нас визитной карточкой оркестра, вдруг оказалась за кадром.

А в Штатах рекорд популярности побила композиция “Love is Blue” (1968). Интересно, что никто уже не помнит её первого исполнителя, а ведь первоначально это была обыкновенная французская песня “L’Amour est Bleu” (Любовь грустна). Редкий в истории случай, когда инструментальная версия обставила сам оригинал. Пластинка Мориа с этой «грустной любовью» очень весело продавалась во многих странах, став золотой и платиновой. Были и другие уникальные моменты. К примеру, каждое воскресенье в СССР телезрители наблюдали анимационную заставку передачи «В мире животных», где звучала композиция “Alouette” («Жаворонок»). Трек был взят из репертуара П.Мориа, и никому в голову не могло прийти, что это песня из далёкой Аргентины композитора Рамиреса, которая пелась в оригинале как Рождественская кантата. А как насчёт развесёлой “El Bimbo” ? Представьте, это тоже аргентинская вещь, но никто не сомневается, что лучше оркестра Мориа её никто не исполнил.

Раньше любили задаваться вопросом: в чём секрет такого успеха ? Ныне вопрос банален и старомоден, но постараюсь ответить не стандартно : Поль по зодиаку Рыба, - знак большого музыкального таланта, вот и весь секрет. Мне возразят : есть знаки и поталантливей, допустим – скорпион. Вероятно что так, однако рыбы берут интуицией, чувствуют всё нутром, забегая далеко вперёд. Таким проницательным был и Поль. Он смог соединить наследие эпохи барокко и более позднего французского романтизма с европейской контркультурой 20-го столетия. Определить рамки стиля оркестра Мориа было невозможно, но он был узнаваем среди многих других, - по характерному почерку, манере музицирования, особой эстетике аранжировок.

Вернёмся теперь к возможности сравнения двух маэстро : Моцарта и Мориа. Их почему-то любят сравнивать, только с поправкой на эпоху. На первый взгляд Поль должен с треском продуть Амадею. Ведь собственных мелодий у него в оркестре насчитывалось всего 150, а львиная доля репертуара это пьесы и обработки песен других авторов. Однако именно инструментальные треки за авторством самого Мориа делали погоду в оркестре, задавали тон, жанровость, создавали особую энергетику. Можно навскидку вспомнить авторские шедевры Поля из любого десятилетия: “Nocturne” (1965), “Minuetto” (1975), “L’Oiseau Blesse” (1987), “Paris Musette”(1996). И всё предельно ясно, - популярность или «хитовость» этих тем, как и их живучесть во времени – не вызывает никаких сомнений. Ну а Моцарта, как и полагается любому мэтру сцены, Мориа просто обожал и часто играл на концертах. Да и вообще, мировую классику за всю жизнь он переиграл вдоль и поперёк.

Кстати, отметим то явление, что ХХ век размыл все  каноны и понятия. Стало весьма трудно определять где кончается классика, а где началась уже более лёгкая музыка. Мориа как раз пытался найти и создать некий неоклассицизм в современной музыке, который всегда будет вне моды и времени. Думаю, что с этим он справился неплохо.

А оркестр, как ни парадоксально, продолжает жить и после смерти Поля. Новые талантливые мэтры как Жан-Жак Жюстафре и Жерар Гамбюс создают теперь трибьютные проекты Поля Мориа. Это говорит о многом. Надолго ли хватит творческого запала у этих маэстро? Поживём, послушаем, посмотрим.

Абрамович Николай, Оренбург-2015

Комментариев нет:

Отправить комментарий