10 марта 2015 г.

ZАZ призналась в любви Парижу ! Рецензия на новый альбом "Paris" от Николая Абрамовича.

Известнейшая и всеми уважаемая певица ZAZ посвятила 
свой третий альбом “Paris” своему любимому городу.



Хочу начать с того, что есть у нас толковый журналист и радио-ведущий Кирилл Привалов. В прошлом году он выпустил свой солидный труд – энциклопедию «Французская песня», где очерк о дебютантке 2010 года ZAZ занимает 2 больших страницы. А это, согласитесь, говорит о многом. Прежде всего, не стоит консервативным критикам и не очень свежим любителям музыки говорить свысока о новых и новейших звёздах. Ведь одна только ZAZ многим может дать фору, в том числе и звёздам респектабельным.

Приведу один яркий фрагмент своих мемуаров о выступлении ZAZ на фестивале «Рок над Волгой-2012». За 40 минут концерта, исполняя только вживую и без всяких минусовок, включая группу сопровождения, певица ни разу не лажанулась (простите за сленг). Поверьте, это было нелегко, когда на тебя смотрят десятки тысяч глаз. После выступления ZAZ я спешно покинул фестиваль, чтобы не смазать сверх-положительное впечатление. И вправду говорят: лучше один раз увидеть.


Теперь стоит привести цитату из парижского журнала «Телерама» за май 2010 : «Появилась новая звёздочка – её зовут ЗАЗ. У неё чертовски характерный голос. Она обещает стать открытием приближающегося лета». Прогнозы журнала не подвели, - уже в июне диск “Je Veux” становится золотым, а затем певицу награждают призом Главного открытия года. В следующем году немецкий журнал «Эхо» объявляет ZAZ главным международным музыкальным открытием.

Такие шумные успехи в начале карьеры бывают далеко нечасто. Припомним, что четверть века назад такой бурный взлёт переживала Патрисия Каас, а ещё за четверть века до этого – Мирей Матье. Одним из главных составляющих успеха этих певиц был также «чертовски характерный» голос, а потом уже определившийся стиль, имидж и т.д. Имидж ZAZ это образ уличной девчонки, не желающей быть «честной буржуа». Об этом как раз и говорится в дебютной песне: «Предложите мне номер в Ритце, драгоценности Шанель, роскошный лимузин… Да хоть Эйфелеву башню! Я всё равно откажусь. Хочу остаться такой, какая я есть». Но откуда взялось у этой антибуржуазной особы такое странное имя ?


Мадемуазель Изабель Жефруа взяла себе псевдоним ZAZ когда была солисткой группы “Don Diego” в разгар нулевых годов. Шустренькая девушка подписала свой контракт 3-мя буквами латинского алфавита, разъяснив что она уважает все виды и направления в музыке от А до Z и обратно. Каков же стиль у самой Изабель ? Это определить ой как непросто, как и у других музыкантов от бога, не желающих работать в каком-то определённом формате. Вот и у любимой и почитаемой у себя на родине, да и у нас тоже – этой самой ZAZ, налицо полная эклектика, - везде понемногу услышим джаз, фолк, блюз, уличный шансон. В то же время мы всегда узнаём певицу не только по голосу, но и по неподражаемой манере исполнения, по музыкальному почерку каждого трека. 

Особая изюминка Изабель – умение стилизовать и вплетать в композиции песен некоторые цыганские нотки и напевы. А именно: из наследия пиренейских цыган – стиль “Gipsy”; из французских – стиль “Manouche”. И в новом, 3-м альбоме мы всё это отчётливо слышим. А идея проекта “Paris”, как ни странно, возникла по итогам российских гастролей.

Как вспоминала сама ЗАЗ: «Когда я давала первые концерты в России, люди просили меня спеть «Елисейские поля». Я думала, что это какое-то сумасшествие, они, на другом конце мира, знают эту песню». Да, мы уже давно не находимся на отшибе цивилизации, и теперь вынуждаем иностранцев так приятно разочаровываться. У Изабель мелькнула мысль, что неплохо было бы увековечить знаменитые песни о Париже в собственном исполнении. А тут такая интересная проблема: за последние 100 лет топовых песен, посвящённых французской столице, набралось не меньше ста. Каким образом провести селекцию? ZAZ просто решила полагаться на свой вкус и выбрала 11 песен, которые ей говорили о Париже чуть больше других.

Самая древнейшая из всех кавер-версий – “J’ai deux amours”(1931). «У меня две любви – моя страна и Париж», - пела чернокожая американка Жозефина Бейкер, осевшая во Франции. Бледнолицая Изабель Жефруа подписывается под каждым этим словом и блестяще их перепевает. А самый, если можно выразиться, свежачок это “La parisienne”(«Парижанка») 1976 года, исполняемый в оригинале Мари-Поль Белль. Определяющим слоганом альбома «Париж» можно считать название первой песни – “Paris sera toujours Paris”(«Париж всегда будет Парижем») из репертуара Мориса Шевалье.

Есть на диске и сенсация: песня “I Love Paris” великого джазового музыканта Коула Портера, впервые исполнена (и как здорово!) во французской версии – “J’aime Paris” в дуэте с джазовой певицей Никки Янофски. Надо отметить, что весь альбом сделан в джазовом ключе, а особо удивляет трек “A Paris”. В нём не услышим ни одного инструмента, а только голос ZAZ и вокализ-подпевки мужского квартета “Snap and clap”. Дуэтами записаны ещё 2 трека: “La romance de Paris” с талантливым гитаристом и автором – исполнителем Тома Дютроном; и “J’aime Paris au mois de Mai”(«Люблю Париж в мае») с дедушкой Шарлем Азнавуром, и кстати, автором этой песни.

Но всего на диске насчитаем не 11 а 13 песен. Просто 2 из них абсолютно новые, и написаны самой Изабель в соавторстве с музыкантами своего коллектива. Одна из них “Dans mon Paris”(«В моём Париже») звучит в стиле цыганского свинга (swing manouche). Продюсером проекта выступил супер-джазмен Квинси Джонс. Это живая легенда всей афро-американской богемы, и Майкла Джексона вывел в люди именно он.

А ZAZ всё же сильно рисковала. Ведь ретро-проекты уже не в моде, и можно было пролететь как фанера над Парижем (как раз в нашу тему). Но у особо одарённых музыкантов не бывает такого фиаско. Этот новый парижский оммаж высоко оценён знатоками джаза и поклонниками певицы. И я полностью к ним присоединяюсь.

Абрамович Николай, Оренбург 2015

Комментариев нет:

Отправить комментарий