Рик Далтон (ДиКаприо), некогда популярный сериальный актёр и звезда ТВ-вестернов, переживает не лучшие времена : он вышел в тираж, амплуа спасителя-красавчика сменилось на мелкие злодейские эпизоды в ряде фильмов, постоянных ролей нет совсем, а агент упорно просит его уехать в Италию, чтобы там сниматься в дешёвых спагетти-вестернах. Его друга и дублёра Клифа Бута (Питт) жизнь тоже, в общем, не балует - он живёт в трейлере с замечательной собакой, из-за темноватого прошлого не может попасть в каскадёрскую гильдию, возит Далтона по делам и убирается в его доме. Там же, по соседству, в ритме вечного танца живёт Шэрон Тэйт, перспективная актриса и жена Романа Полански, которую 9 августа 1969 года жестоко убьют последователи секты Чарльза Мэнсона ...
Как я уже говорил и писал неоднократно, я до последнего откладывал просмотр этого фильма, боясь разочароваться. В многочисленных рецензиях и отзывах людей звучала одна и та же фраза : "Тарантино в этой картине ушёл от своего фирменного стиля и снял обычный фильм об эпохе 60-х". Все одновременно ошибаться не могут. Значит подстава какая-то всё таки есть. И что же делать ? Не смотреть я тоже не могу, но и разочаровываться в гениальном режиссёре не хочется. Поэтому к просмотру я решил максимально подготовиться, чтобы смягчить удар от возможного разочарования. Ну, во-первых, я решил исключить ошибку большинства и перед просмотром изучил матчасть, то есть залез в интернет и прочитал реальную историю событий по которым снят фильм. Я её, как и большинство, разумеется знать не мог. И она меня, надо признать, очень шокировала.
Речь об убийстве 26-летней актрисы Шэрон Тейт (супруги мегапопулярного в то время режиссёра Романа Полански) вместе с тремя её друзьями в их доме в ночь с 8 на 9 августа 1969 года, совершенном членами секты «Семья Менсона» в Лос-Анджелесе. Они убили Шэрон Тейт, находившуюся на 9 месяце беременности, вместе с тремя её друзьями с особой жестокостью, нанеся более сотни ножевых ранений. Учитывая, что фильмы Тарантино всегда отличались особой жестокостью мне было даже страшно представить как он "разгуляется" на этот раз. Сценарий из жизни был как раз для него.
Во-вторых, я категорически исключил вариант просмотра фильма в дублированном переводе, который шёл в наших кинотеатрах. Дубляж способен убить даже обычный средний фильм, а уж для фильмов Тарантино, где самое ценное как раз диалоги, дубляж - это верная гибель.
Вот эти два момента и предопределили негативную оценку фильма у многих, кто этими двумя правилами пренебрёг. Поэтому я ждал, когда появится в сети авторский перевод. Людей, способных сделать его на высшем уровне не так уж и много. Лично мне выпало счастье посмотреть фильм в переводе Михаила Яроцкого (он же Kyberpunk). Но также в сети есть и перевод Михаила Чадова. Он тоже неплох, но превзойти Яроцкого у него не получилось. На месте Квентина Тарантино я бы немедленно заключил контракт с Kyberpunk на перевод всех его фильмов на территории России. Это блестяще ! Я чуть ниже специально сделал нарезку некоторых сцен, которые мне особенно запомнились. В них совершенно буквально всё : от игры актёров (ДиКаприо и Брэд Питт просто нереально хороши и не зря считаются звёздами первой величины) и заканчивая озвучкой. Ведь голос переводчика наложен на оригинальную английскую дорожку, что позволяет слышать первоисточник и одновременно понимать смысл сказанного.
Первый и самый запоминающийся отрывок в фильме - это когда герой ДиКаприо облажался на съёмочной площадке и злится сам на себя, срывая гнев от неудачи в своём фургончике, обещая самому себе бросить пить и больше не забывать текст во время съёмки. Это просто блеск :
Второй момент из самого начала фильма, когда Рику Далтону сообщают суровую правду о том, что он "вышел в тираж" и он изливает горечь своему другу Клифу Буту. "Я теперь могу плакать при всех, ведь всё равно никто не помнит кто я такой" :
Ну и разумеется диалог в конце между Далтоном и группой хиппи, которая нарушила его покой, заехав на своей старой машине в элитный район среди ночи. Снято, сыграно, озвучено просто ГЕНИАЛЬНО ! Я аплодирую стоя.
Ну а теперь о главном. Понравился ли мне фильм ? Итак, я вынужден констатировать, что Тарантино действительно очень сильно ушёл от собственного стиля. Хотя знакомые фирменные фишки в диалогах иногда и проскальзывают. Но акцент на них, как в той же "Омерзительной восьмёрке" (где на них была главная ставка), не делается. Вместо этого Квентин упивается эпохой 60-х, которую он очень любит и никогда не скрывал этого в своих интервью, играется с деталями (которые воспроизведены с мельчайшей подробностью), наслаждается атмосферой тех лет, в общем ведёт себя как ребёнок с любимой игрушкой.
Заигрывается ли он ? Да. Заигрывается. Фильм неоправданно затянут. Много сцен, не имеющих к сюжету не малейшего отношения. Но он имеет на них полное право. Я думаю за все эти годы Тарантино заслужил право снять то, что он хочет и плевать, что об этом подумают другие. "Много воды и жестокая бойня в концовке", - полагал я по ходу фильма. Так себе, скажу я вам, перспективы. Смотреть на жестокое убийство красивой девушки на последнем сроке беременности, то ещё удовольствие. А уж то, что там Тарантино оторвётся по полной программе я даже не сомневался. Но чёртов гений обвёл всех вокруг пальца ! Он понимал, что все эти прогулки по Голливуду 60-х нагонят сон на большинство зрителей, а значит их надо как-то отблагодарить за потраченное время.
И ему это удалось ! Оказалось, что все эти хитросплетения сюжета он крутил не просто так. Вымышленный персонаж Рика Далтона (собирательный образ актёров игравших в вестернах 60-х годов) "поселился" рядом с виллой Шэрон Тейт и Романа Полански не просто так, да ещё и со своим другом Клифом. Оказывается Мастер приготовил нам умопомрачительную концовку, в которой решил изменить реальную историю на альтернативную версию. А что было бы, если отморозки-сектанты ворвались бы не в дом Полански, а в соседнее жилище ? Ведь не в каждом же доме живут беззащитные беременные девушки.
Концовка просто вытаскивает весь фильм ! Жестокая расправа, много крови ? О да ! Это всё будет, вот только не с беззащитными людьми, с ними самими. Ведь ворвались они не в дом Полански, а в дом Рика Далтона ! Жаль, что такого не было на самом деле, но хотя бы помечтать об этом можно ? Нечто подобное я уже как-то видел. В фильме "В июне 41-го" (2008) с Сергеем Безруковым в главной роли, где нам показывают альтернативную версию начала войны с Германией. Когда вместо советских людей на "фарш пускают" толпы фашистов, причем делает это один человек (этакий Рэмбо советского разлива). Разве не об этом мечтали все мальчишки в СССР, когда смотрели фильмы о ВОВ и переживали за наших людей, которых убивали, вешали и сжигали фашисты ? Как же хотелось увидеть "версию наоборот", пускай даже и в кино. Вот и увидели. "Бесславные ублюдки" того же Тарантино кстати об этом же.
Честно сказать, я очень не хотел смотреть на расправу с беззащитными людьми. Сама история ужасна и потрясает воображение даже спустя 50 лет. Зачем лишний раз воскрешать её на экране. Тут и без визуализации тошно. Подробности прочитал и уже противно стало, обидно, жалко и т.д. Тарантино не мог этого не понимать, поэтому и перевернул сюжет в обратную сторону, чем безусловно вызвал мой восторг при просмотре. Получилась такая красивая сказка, где добро побеждает зло.
Маскимально высокую оценку фильму я всё-таки не поставлю. Это не самый лучший фильм Квентина Тарантино. Ведь планку он себе поднял так высоко, что теперь даже ему преодолеть её не так уж и просто. Вот только для большинства режиссеров его даже самая низкая планка является непреодолимой высотой. Фильм однозначно к коллекцию ! Регулярный пересмотр обязателен !
Маскимально высокую оценку фильму я всё-таки не поставлю. Это не самый лучший фильм Квентина Тарантино. Ведь планку он себе поднял так высоко, что теперь даже ему преодолеть её не так уж и просто. Вот только для большинства режиссеров его даже самая низкая планка является непреодолимой высотой. Фильм однозначно к коллекцию ! Регулярный пересмотр обязателен !
Моя оценка : 8 из 10.
Комментариев нет:
Отправить комментарий