Представьте себе ситуацию: 10 лет назад я впервые оказался в Париже, впервые присутствовал в самом престижном зале «Олимпия» на концерте артиста мировой величины, а имя у него простое и выразительное – Сальваторе Адамо. О тех впечатлениях можно и сейчас рассказывать бесконечно. Ограничусь главным: после концерта удалось пообщаться с кумиром накоротке, пожать ему руку, взять кучу автографов ( охрана звезды противилась, но тщетно ), поблагодарить его на итальянском и французском языке за блестящее выступление.
И вот 10 лет спустя, я снова на его концерте, только на этот раз в московском зале «Крокус Сити Холл». К сожалению, ситуация подобно «олимпийской» не повторилась. Не было общения с артистом после концерта, как и раздачи автографов, продажи дисков и другой атрибутики. Но набор ярких и позитивных впечатлений, несомненно, продублировался. Небольшое турне по пространству бывшего СССР: Петербург – Москва – Киев, было приурочено к неотвратимо наступающему юбилею,- 1 ноября Адамо исполняется 70. Да, господа меломаны, галломаны и иже с ними, наш Сальваторе ровесник младших из «битлов» и всего на год моложе Маккартни. Но представьте, что застал он в своём неуёмном творчестве ещё добитловский, а следовательно ещё доисторический период поп и рок – музыки. Когда он сочинил и впервые исполнил неубиваемый временем, непотопляемый никакими модными течениями нетленный хит «Tombe la neige», ему не было ещё 21-го года, а когда дебютировал в легендарной Олимпии, ему не исполнилось и 22-х.
Кто же он теперь, этот Сальваторе Адамо: реликт, живой классик, папа франко-бельгийского шансона? Да наверное, всё вместе взятое. Сам он особо не заморачивается по этому поводу, а просто поёт у микрофона также как в юности, скачет по сцене также как Маккартни, явно забывая о возрасте. Наше медиа-пространство, к сожалению, не рисует объективной картины творчества этого неувядающего сицилийца, ставшего, без преувеличения, великим шансонье во всём франкоязычном бастионе: от Женевы до Монреаля. Он вовсе не стал старомодным и не вышел в тираж, как думают у нас, увы, многие, а горячие поклонники певца готовы просто пасть порвать им за это. И вся чёртова дюжина годков начала XXI столетия, как раз подтверждают правоту фанатов Сальваторе. От альбома «Par les temps qui courent» и до «La grande roue» явно наблюдалось второе дыхание великого бельгийца. Есть и наглядное доказательство этого deuxieme souffle, - неоднократная демонстрация по каналу «Культура» брюссельского концерта в зале «Zanzibar» с русскими субтитрами. Именно благодаря субтитрам, телезрители по достоинству оценили тексты песен Адамо, которые он сам и пишет. И здесь я могу добавить, что он ещё является членом ассоциации бельгийских поэтов и имеет кучу литературных премий.
Итак, октябрьский концерт в Крокус Сити Холле состоялся и отыгрался, как и положено, на все сто. В немалой степени содействовала этому евроархитектура здания, сооружённого по последнему слову концертного зодчества. Акустика высшего уровня: и партер, и бельэтаж – все слышат почти одинаково. То что вокальная «фанера» у западных исполнителей исключается полностью, мы прекрасно знаем. Однако бывает, что в инструментальном сопровождении допускается заранее прописанная «минусовка». В данном случае все восемь музыкантов концертной группы Адамо играли, что называется, натурально: без «минусов», излишних ритм – секций и забойной электроники. Единственная девушка в коллективе, скрипачка Диана, является ещё и бэк – вокалисткой. Но замечательную шуточную песенку «Ce George», мадемуазель Диана исполнила с синьором Сальваторе на равных. А песенка, между прочим, про Джорджа Клуни. Замечу, что репертуар для франкоязычной аудитории и для нашей заметно отличается. Это вполне объяснимо. Ведь подпевать большинство из нас не может, да и общение с залом идёт в основном по декларативному принципу и только через переводчика. В целом, уклон идёт на суперизвестные хиты. Как только зазвучали первые аккорды «Mon cinema», или «J’aime» (лучшей на мой взгляд из лирики Адамо), сразу раздавались аплодисменты и одобрительные посвистывания. А что было в начале и, особенно, в финале исполнения «Tombe la neige»! Естественно, шквал аплодисментов и радостные выкрики: «Браво, Сальваторе!», «Вива, Адамо!»
Ярые поклонники, включая меня, как правило, являются ещё и ярыми противниками всякого ретроградства и консерватизма. Мы все понимаем, что можно было бы включить в программу блюзы, рок-н-роллы, фламенко и произведения других стилей из богатого творчества Сальваторе. Но, к сожалению, концерты для иностранной публики (следовательно и для нашей тоже) всегда идут по заданной стандартной схеме.
Адамо всегда подчёркивает своё итальянское происхождение и, конечно же не мог не исполнить «Dolce Paola». Песен написанных только на итальянском, у него не много, ещё меньше их на английском. Но вот и некий сюрприз: звучит «Golden Years» из последнего альбома. Это ностальгия по золотым годам шансона, тех самых 60-х и 70-х. Но главный сюрприз случился почти под занавес. Это была песня «Vladimir». Догадались о ком? Сальваторе прокомментировал через переводчицу: «Володя Высоцкий был первым, кто воспел в вашей стране свободу.» В припеве мы слышим несколько слов на русском: «свобода долгожданная» и некоторые другие, вперемежку с ихним эквивалентом: «ta liberte… tu l’as chantee…» И песня-то сама в русском стиле! Но никакого прямого цитирования текстовки Высоцкого и римейков из его мелодий допущено не было. И это был поистине уникальный сюрприз для поклонников и Адамо и Высоцкого одновременно, завершившийся до банальности бурными и продолжительными applaudissement.
В целом, весь концерт прошел великолепно и закончился на мажорной ноте исполнением такой оптимистически – хулиганской «J’te lache plus». Никто не хотел отпускать кумира, все готовы были слушать ещё часа два подряд. Увы, счастье долгим не бывает. И для таких неисправимых поклонников как я, отметившимся и в числе зрителей парижской Олимпии и в московском Крокусе, остаётся только надежда на следующий зигзаг удачи в обозримом будущем.
Абрамович Николай Оренбург 2013
Комментариев нет:
Отправить комментарий