28 июля 2014 г.

Красота спасёт ? Будем надеяться ! Рецензия на фильм "Великая красота" (La grande bellezza) Италия, Франция (2013).

Полгода миновало как один из лучших фильмов года ушедшего «Великая красота» триумфально шествует по планете. Все возможные призы получены: «Британская академия» - победитель; «Европейская киноакадемия» - тоже самое; американцы присудили «Золотой глобус», а «Оскара» для иностранцев сперва пожадничали, но затем сдались и вручили. И в Каннах, и в родной Италии – те же лавры. Поэтому наступило время подвести некоторые итоги.



Аристократки, нувориши, политики, преступники высокого полёта, журналисты, актёры, декаденствующие отпрыски благородных семейств, священники, художники, подлинные или мнимые интеллектуалы… Всех их поглощает современный Вавилон, пока они ткут канву непрочных взаимоотношений, предаваясь суетной жизни на фоне старинных дворцов, огромных вилл и великолепных террас. Все они здесь, и никто не предстаёт в выгодном свете. 

Апатичный и разочарованный 65-летний Джеп Гамбарделла, писатель и журналист, не расстающийся со стаканом джина с тоником, наблюдает за этим парадом влиятельных, но пустых и потерянных людей, которые производят на него гнетущее впечатление. Головокружительная картина потери нравственных ориентиров разворачивается в атмосфере великолепного и безразличного римского лета. Вечный город подобен умершей диве.

Если говорить об итогах проката в России то они, как всегда неутешительны. Сказать что прокат был камерным, это ещё ничего не сказать. Фильм прошёл в столичных регионах, да и то при центрах итальянской культуры. А как насчёт нашего Оренбурга, да нового 6-зального «Космоса» ? Нет, фильмы для умных людей здесь табу. Однако ведь затрапезный псевдо-международный фестиваль «Восток-Запад» здесь проводят. Такие вот парадоксы нашей провинции...

Но вернёмся к главной теме. Вообще, каких отзывов, рецензий, ревю может заслуживать этот фильм ? Наверняка самых что ни на есть хороших. А лично я убеждён, что ревю кинокартины с комментариями должно составить отдельную красочную книгу. Нет, я не сбрендил, просто для сравнения возвращаю кинолюбов к одному эпизоду нашего проката. Фильм «Адмирал» (это про Колчака) выходил одновременно с большой книгой – альбомом, которые подробно рассказывали о реальных событиях и аналогичных киноверсиях, буквально по каждому моменту. Результат всем известен: затея с треском провалилась, что в политическом плане, что в деле коммерческой раскрутки.

Ну а к «Великой красоте» такой солидный глянцевый путеводитель просто не помешал бы. Всмотритесь: идут в кадре римские памятники, монументы, скульптуры. Вы знаете их все ? Сомневаюсь. К примеру, на постаменте памятника какому-то всаднику надпись: «Roma o Morte». Что за всадник, что за надпись, итальянский знают все ? Как здесь помог бы справочник – комментарий, просто объяснивший, что этот самый девиз: «Рим или смерть» изрёк Джузеппе Гарибальди – человек на постаменте, национальный герой Италии. И рядом можно выдать лаконичную информацию о нём.

Кстати, подобные моменты в фильме вполне логично проясняют, что режиссёр Паоло Соррентино, большой мастер авторского кино, создавал свою картину прежде всего для итальянцев, не особо рассчитывая на «Оскар» или какие другие мировые награды. И это, несомненно, большой плюс режиссёру. Он не рвал на себе рубашку, показывая собственную крутизну, а всё равно срубил все возможные призы по обе стороны Атлантики. Раньше нечто подобное получилось только у Жан-Пьера Жене с его «Амели». Жене тоже снял целиком авторский фильм чисто для французов, а картина вдруг оказалась даже в книге рекордов Гиннеса ! Так бывает, но только у настоящих художников. 

Соррентино ранее неоднократно издавался у нас на DVD. Я бы выделил картину «Последствия любви», которая выходила в серии «Сinema Prestige» и тоже с Т.Сервилло в главной роли. А вот в «Великой красоте» понятие главной роли весьма условно. Здесь несколько центральных персонажей, и все они как бы равноценны, просто Джеп Гамбарделла, которого играет Тони Сервилло занимает чуть больше экранного времени. А главный герой это сам Вечный Город – Рим, и на его фоне развиваются и происходят все события и сюжетные перипетии. В этом, на мой взгляд, гениальная задумка и своеобразное ноу-хау режиссёра.

Теперь самое время вспомнить о традиции сложившейся в мировом кино со 2-й половины нулевых. Своеобразный фильм – альманах «Париж, я люблю тебя», состоящий из множества новелл самых разных авторов, зачал традицию прославления великих мегаполисов. Потом были Нью–Йорк, Москва, Гавана, но до итальянской столицы дело почему-то не дошло. Видимо римляне считают, что их древний славный город не очень нуждается в подобной рекламе, пусть даже и в гуманистических целях. Фильм «Великая красота» как раз может заменить киноальманах о Риме, хотя не исключено, что подобная компиляция из новелл ещё ждёт нас в будущем.

А вот американскую комедию Вуди Аллена «Римские приключения» могу посоветовать посмотреть вдогонку, а можно и сначала. Старикашка Вуди Аллен с гротесковой иронией показал нам как у американских туристов сносит башню от пребывания в Риме. И ведь действительно, есть отчего. Но чтобы понять это и в шутку и всерьёз, надо внимательно засматривать и анализировать эту римскую «Красоту» П.Соррентино.

Здесь найдём немало умных диалогов, бесед, монологов – хоть записывай и разучивай. Насчитаем также немало крылатых фраз и выражений, не избитых и банальных, а совершенно новых: из багажа сценариста Умберто Контарелло да и Паоло Соррентино тоже, - он полноправный соавтор сценария. Не могу тут не вспомнить одного из моих любимых режиссёров Клода Лелуша, который сам же и пишет сценарии к своим фильмам. Как может влезть в него столько таланта ? – удивляются многие. Но всё же замечу, что в некоторых картинах Лелуш явно перебарщивает с интеллектуальными диалогами, размышлениями. 

Грешил этим немного и Соррентино. Но в последнем кино такого передоза нет. Интеллектуалам, да пусть и не слишком продвинутым киноманам, диалоги и беседы явно пойдут на пользу. Посоветую: если какие-то эпизоды понравятся особо, пощёлкайте пультом на повтор; а в принципе, посмотрите фильм второй–третий раз, и вряд ли пожалеете, а может ещё и больше полюбите.

Обзор критики у этой картины более чем обширный, этого стоило ожидать. Но можно было предвидеть и то, как некоторые ханжи и псевдоинтеллектуалы начнут обвинять режиссёра в эпигонстве, в профанации Феллини, даже назовут «Великую красоту» своеобразным римейком «Сладкой жизни». Вроде как великий Федерико Феллини о Риме уже всё сказал, то куда в таком случае лезет какой-то Соррентино ? Категорически призываю с этим не соглашаться. Эпигонам и подражателям не дают престижных премий и призов. Создатели нового шедевра как раз продолжили славное дело Феллини, Антониони, Бертолуччи во всемирной популяризации итальянского кинематографа. Надо сказать, что итальянское кино, да вообще вся итальянская культура за последнее время от нас куда-то подевалась, скрылась как за железным занавесом. Что, разве не было шедевров ? Были, но очевидно не так уж много. Ну а про наш кинопрокат, равно как и выпуск DVD или СD лучше вообще молчать. Ладно хоть иногда пробивается наружу то, что никак не скрыть и не умолчать, раз об этом говорят во всём мире.

А некоторые моменты «Сладкой жизни» вспомнить не мешало бы в чисто историческом ракурсе, и сравнить с днём сегодняшним. Картина сделана в 1959, - рубежном году для европейского кино. Феллини не стремился копировать Голливуд, тем не менее охотно снимал у себя американских актёров. В этой “La Dolce Vita” есть эпизод где молодой Челентано в роли себя самого. По сюжету: американская актриса входит в бар, а итальянский продюсер командует: «Адриано, давай нам что-нибудь побыстрее!» И Челентано мочит забойный рок-н-ролл на английском.

С тех пор прошло более полувека. Многое в старушке Европе изменилось, и не всегда в лучшую сторону. Однако уверенно могу заявить, что Италия была чуть ли не единственной страной упорно сопротивлявшейся голливудской экспансии, как и англосаксонской в целом, и в других видах искусства тоже. Вы видели, чтобы когда либо итальянцы пели на «Евровидении» по–английски ? То-то же. И вот включаем «Великую красоту» и видим как популярный исполнитель Антонелло Вендитти играет самого себя и поёт только на родном языке.

- Чао, Джеп ! – говорит он писателю Гамбарделла.

- Чао, Антонелло !

- Ты знаешь Вендитти ? – удивляется стриптизёрша Рамона.

- Я знаю всех.

Можно уже кое-что подытожить: итальянцы за последние полвека стали вполне самодостаточной нацией. Теперь им не нужно петь на английском чтобы добиться успеха, да и можно вполне обойтись без голливудских звёзд. В фильме вообще нет иностранных актёров, за одним исключением – это несравненная Фанни Ардан. Она просто прогуливается по ночному Риму и как будто случайно попадает в кадр.

- Мадам Ардан ? – останавливается удивлённый Джеп.

- Да, спокойной ночи, сеньор, - и Фанни исчезает как ночная птица.

Открою маленький секрет: Соррентино просто обожает Ф.Ардан, и она в его кино уже не впервые. Из итальянских актёров занятых в картине, наш зритель узнает если только стройную красавицу Сабрину Ферилли. Это она в х/д «Далида» играла великую французскую певицу. Стала теперь постарше Сабрина, и выступает в роли 42-летней (!) стриптизёрши. Эта героиня живёт на ботоксе и тратит все деньги на уход за собой. Как будто сама метафора «Ускользающей красоты» Бертолуччи.

Эту Красоту, именно с большой буквы, пытаются найти многие герои фильма. Но у многих шанс безвозвратно упущен и перезагрузка, увы, невозможна.

- Почему Вы больше не написали ни одной книги ? – спрашивает сестра Мария (монахиня, которой 104 года) писателя и журналиста Джепа.

- Я искал Великую Красоту. Но я её не нашёл.

Этот декадентский пессимизм светского льва Д.Гамбарделлы (писатель он скорее уже в прошлом) проходит через весь сюжет. Тем не менее он не хочет сдаваться, ведь уплыть по течению в полное забвение – это не выход.

- Я подумываю снова начать писать, - признаётся он другу Романо.

- Вот это отличная новость ! – соглашается друг.

Кинофильм оставляет своим героям шансы для оптимизма. Сорвал же аншлаг вечный лузер Романо, устроив театр одного актёра:

- Дождя нет, август заканчивается, а сентябрь ещё не наступил. Но нет причин для беспокойства. Всё в порядке. Всё хорошо !


David Lang - I Lie
Maya Beiser - World to Came IV
Arvo Pärt - My Heart's In the Highlands
Lele Marchitelli - Time
Kronos Quartet - The Beatitudes
Zbigniew Preisner - Dies Irae
John Tavender - The Lamb
Georges Bizet - Symphony N. 1 in C Major
Lele Marchitelli - River Flows
Henryk Górecki - Symponhy N. 3 Op. 36 "Of Sorrowful Songs"
Vox Clamantis - Beata Viscera

Bob Sinclar & Raffaella Carrà - Far l’Amore (Club Mix)
Decoder Ring - More Than Scarlet
Gui Boratto - Take My Breath Away
Lele Marchitelli - Brain Waves
Damien Jurado - Everything Trying
Tape - Parade
Lele Marchitelli - Color My World
Antonello Venditti - Forever
Lele Marchitelli - Surge of Excitement
Rachel's - Water from the Same Source
Lele Marchitelli - Settembre Non Comincia
Monica Cetti - Ti Ruberò
Lele Marchitelli - Trumeau
La Banda Gorda - Que No Se Acabe El Mambo
Studio Allstars - We No Speak Americano
Exchpoptrue - La Discoteca
El Gato DJ - Mueve La Colita
Lele Marchitelli - Ramona

Я убеждён,  что отдельной профессиональной критики заслуживает также саундтрек к кинокартине. Это как, если хотите, у Джанни Родари: «У каждого дела запах особый». Запах римского воздуха и красоту городского пейзажа смог передать не легендарный Эннио Морриконе, а доселе нам неизвестный Леле Маркителли. Но как же во всём римском великолепии смог передать ! Страна наследников Вивальди, Верди и Паганини в очередной раз нам доказывает, что незаменимых людей нет. Ну по крайней мере в Италии. Одна музыкальная подборка – это бесспорно уже 10 баллов из 10. А клубный ремикс “Tu Vuo Fa L’Americano” сейчас обильно гоняют по нашему радио.



Оригинальное название “La Grande Bellezza” появляется в картине дважды: в начале, в виде неоновых огней; и в конце, перед финальными титрами. Итало–лингвисты считают, что правильнее перевод названия звучал бы «Красотища». Правда это слишком уж по–нашему, но так понятнее, не спорю. Свою «красотищу» может отыскать в этом кино практически каждый зритель: созерцая древний, средневековый, современный Вечный Город, который непременно заставит задуматься также о вечном, о великом. Но фильм получился ли таким же великим ?

Станет ли он неоклассикой и предметом для изучения ? Бесспорно, уже стал. И, бесспорно, рейтинг его может быть только 10 из 10 возможных. «Красота спасёт мир» - лучше Достоевского не скажешь. Красота должна спасти и Рим. Он уже смог выстоять в XX веке от натиска саксонских неоварваров от искусства. Надеемся, что так будет и дальше.

    Абрамович    Николай, Оренбург - 2014

Комментариев нет:

Отправить комментарий