Жеребьевка еврокубков сезона-68/69 состоялась 10 июля 1968 года. В Кубке чемпионов киевскому "Динамо" достался швейцарский клуб "Цюрих", а в Кубке обладателей кубков московскому "Динамо" - греческий "Олимпиакос". Однако, после августовских событий в Чехословакии, когда советские войска совместно с союзниками по Варшавскому договору вошли в страну и восстановили прежний социалистический порядок, зашатавшийся было под напором массовых антиправительственных и антипартийных выступлений, УЕФА провел повторную жеребьевку, смысл которой заключался в следующем - все клубы социалистических стран в первом туре должны были встретиться друг с другом.
Федерация футбола СССР подала протест, поддержанный Болгарией, ГДР, Венгрией и даже Францией. УЕФА протест отклонил, и клубы всех названных стран (кроме Франции), отказались от участия в соревнованиях...
ЖРЕБИЙ БЫЛ СНИСХОДИТЕЛЕН
Две лучшие советские команды прошлого года, киевское и московское "Динамо", участники еврокубков, ожидали соперников. Назовет их жребий 10 июля в женевском отеле "Континенталь". А в последних числах мая европейский футбольный союз на своем заседании в Берне внес очередные изменения в регламент. Перечислю существенные: а) теперь (в отличие от прошлого года, когда разрешили только одну замену - вратарскую) можно было по ходу матча менять любых двух футболистов, но только из числа шестнадцати, внесенных до игры в протокол; б) если по каким-либо причинам (удаления, травмы) в одной из команд останется на поле семь игроков, судья обязан прекратить встречу. Ее судьбу определит оргкомитет; в) в трех первых кругах (включая четвертьфинал) допускаются к соревнованиям футболисты, сыгравшие до 15 августа за свой клуб во внутреннем первенстве хотя бы одну игру.
Жребий был к динамовцам снисходителен, предоставил для сугреву середняков: чемпиону - швейцарский "Базель", владельцу хрусталя - греков. Кого конкретно, узнали после процедуры жеребьевки: в финале Кубка Греции победил "Олимпиакос". Что ж, пища удобоваримая, прожуем и будем ждать, кого подадут на второе. До второго, да и до первого, дело не дошло. Покинули наши динамовцы европейский "общепит" не солоно хлебавши... из-за августовских событий в Чехословакии. Коротко введу вас в курс дела.
НАСИЛЬНО МИЛ БУДЕШЬ !
Социальное напряжение в стране зрело не первый год. Ухудшение жизни людей, ущемление и нарушение конституционных прав и свобод вызвало недовольство во всех слоях общества. Демонстрации, в них активно участвовали рабочие, интеллигенция, студенты, с экономическими и политическими требованиями власть игнорировала. Но с повышением градуса напряжения, выдвижением лозунгов антисоциалистических, антисоветских (наверняка западные спецслужбы подсуетились) - струхнула.
На январском пленуме компартии Чехословакии местные "вожди" обещали исправить "ошибки прошлого и встать на путь поисков и нахождения нового облика социализма, который отвечал бы жизни и мысли народа" (в середине 80-х хирургию на обезображенном облике самой передовой в мире системы взялся совершить Михаил Горбачев. Чем завершилась пластическая операция по созданию социализма с человеческим лицом, мы знаем). Чехословацкие товарищи с реформами опоздали, доверие народа было потеряно. Чтобы сохранить власть, прибегли к единственно верному способу, опробованному в 56-м в Венгрии: "группа членов ЦК КПЧ, правительства и национального собрания ЧССР обратилась к странам Варшавского договора с просьбой защитить завоевания социализма".
21 августа советские войска совместно с воинскими подразделениями ГДР, Польши, Венгрии и Болгарии вторглись в Чехословакию, обильно обагрив кровью улицы Праги и других городов. "Социалистическая законность" была восстановлена. (Вы действительно думаете, что вынудить полюбить себя силой невозможно?) Вооруженная интервенция в Чехословакию потрясла мир. Холодная война достигла опасных размеров. К сожалению, политические события так же грубо и бесцеремонно вторглись в спорт.
"СПОРТ - ВНЕ ПОЛИТИКИ !"
декларировали испокон века спортивные деятели всего мира, в первых рядах - советские. Однако наши физкультчиновники под нажимом партийных товарищей вынуждены были порой, придерживаясь на словах буквы незыблемого правила, отклоняться от духа, за что мировое спортсообщество жестко и по делу их осуждало. Справедливости ради отметим: и наши западные "партнеры" бывали небезгрешны. Вспомним демарш генералиссимуса Франко, сорвавшего в 60-м ожидаемый с большим интересом четвертьфинал Кубка Европы СССР - Испания.
Вмешали политику в спорт в 68-м руководители УЕФА. Поводом послужило обращение к президенту УЕФА Густаву Видеркеру руководства "Селтика". Оно не желало посылать свою команду в страну ("Селтику" выпал венгерский "Ференцварош"), участвовавшую во вторжении в Чехословакию. Протест шотландцев к футбольному турниру не имел ни малейшего отношения, и рассматривать его не было оснований. Однако Видеркер, кстати, швейцарец (его соотечественников жребий отдал на растерзание киевлянам) со своими соратниками дали ход делу.
30 августа на чрезвычайном заседании исполкома УЕФА организовали новую жеребьевку, дабы оградить и другие клубы от контактов с представителями стран, чьи войска без объявления войны перешли границы суверенного государства. В результате в 1/16 финала двух турниров (КЧ и КК) столкнули друг с другом команды соц-стран. Абсурдное, противоречащее Уставу УЕФА (пункт "Б", параграф 2) решение вызвало справедливый гнев и протест футбольных федераций СССР, ГДР, Венгрии, Польши и Болгарии.
ТЕЛЕГРАММА В БЕРН
Четвертого сентября Федерация футбола СССР отправила в штаб-квартиру УЕФА телеграмму: "В связи с решением чрезвычайного комитета Европейского союза футбольных ассоциаций, изменившим жеребьевку соревнований на Кубок европейских чемпионов и Кубок кубков, что является грубым и беспрецедентным в истории футбола нарушением Устава УЕФА и ФИФА, Федерация футбола СССР заявляет решительный протест против подобных действий и считает неразумным проявление дискриминации в отношении равноправных членов УЕФА. Подобные решения руководителей УЕФА чреваты опасными последствиями для связей между странами в этом популярном виде спорта.
Федерация футбола СССР требует немедленной отмены решения чрезвычайного комитета и проведения указанных выше соревнований в соответствии с ранее проведенной жеребьевкой. В противном случае Федерация футбола СССР вынуждена будет обратиться в Международную федерацию футбола с просьбой о пересмотре этого незаконного решения".
Погорячились. Юридически ФИФА не могла влиять на решения европейской футбольной организации, что через несколько дней признал в интервью корреспонденту спортивной газеты глава футбольного ведомства Валентин Гранаткин. Аналогичный протест выразили и наши союзники. Генеральный секретарь УЕФА Ханс Бангертер, тоже швейцарец, не мог оставить без внимания заявления протестующих и в телефонном разговоре с обозревателем "Советского спорта" обнадежил его, уведомив о намеченном на 9 сентября пленарном заседании исполкома УЕФА в Берне для обсуждения создавшейся ситуации.
"СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ" ДИАЛОГ С БАНГЕРТЕРОМ
Связаться с генсеком было непросто: телефон молчал или подходила к нему секретарша, каждый раз обещая немедленно отыскать шефа. Наконец шеф взял трубку и выразил готовность удовлетворить любопытство советского журналиста, но выглядел так же беспомощно, как мисс Псаки в недавних диалогах с настырным журналистом. Причину новой жеребьевки мистер Ханс объяснил так :
"- К руководству УЕФА обратился целый ряд стран и клубов. Вот почему мы стали искать выход из создавшегося положения, каковым и посчитали новую жеребьевку".
Дальнейший разговор передаю с некоторыми сокращениями.
"- Вы не могли бы конкретно назвать клубы, которые обратились в УЕФА ?
- Нет, затрудняюсь это сделать. Могу сказать только, что их было несколько.
- Может быть, вы все-таки попытаетесь вспомнить? Ведь их было все же не сто и даже не двадцать?
- Конечно, конечно! И все-таки я не могу ответить на этот вопрос, ибо не готов к этому…
- Как было принято решение о второй жеребьевке?
- Единогласно. (Неправда. Венгр Шандор Барч на исполком не явился. - Прим. А.В.) Все члены чрезвычайного исполкома сознавали, какая опасность грозит нашим соревнованиям, и вынуждены были пойти на такой шаг, чтобы воспрепятствовать всякого рода трениям и эксцессам…
- И последний вопрос, господин Бангертер. Как вы считаете, не является ли решение чрезвычайного исполкома УЕФА о пережеребьевке доказательством привнесения политики в спорт?
- Конечно, можно рассматривать наше решение и под таким углом зрения. Но я надеюсь, что всякий, кто реально и объективно будет изучать создавшееся положение, поймет наше решение как попытку спасти (?) футбольное единство в Европе" ("Советский спорт" от 7 сентября).
Дальнейшее общение с генсеком смысла не имело.
На заседании 9 сентября прежнее решение оставили в силе. В знак протеста против незаконных действий УЕФА от участия в Кубке чемпионов отказались киевское "Динамо", "Карл Цейсс" (Йена, ГДР), "Левски" (София, Болгария), "Ференцварош" (Будапешт, Венгрия), "Рух" (Хожув, Польша).
В Кубке кубков - московское "Динамо", "Унион" (Восточный Берлин), "Спартак" (София, Болгария), "Дьер" (Дьер, Венгрия), "Гурник" (Забже, Польша). Строптивость, непокорность выказали румынская футбольная федерация, оставившая свои клубы во всех турнирах (Румыния отказалась вводить войска в Чехословакию), и чехословацкие команды, что в создавшейся ситуации вопросов не вызвало. Из европейских стран социалистической ориентации не были подвержены кремлевскому влиянию Югославия и Албания, не входившие в СЭВ и Варшавский договор.
Чехословацкие клубы внакладе не остались. Трнавский "Спартак" (в 67-м его дважды - 3:0 и 3:1 - переехало наше "Торпедо") в чемпионском турнире дошел до полуфинала, где уступил голландскому "Аяксу" - 0:3 и 2:0. А братиславский "Слован" и вовсе выиграл Кубок кубков, победив в финале "Барселону" - 3:2.
Комментариев нет:
Отправить комментарий