4 июня 2016 г.

Прощай Павлик, привет Сталин... Рецензия на фильм "72 часа" (2015) от Николая Абрамовича.


В самом начале Великой Отечественной войны крохотный городок Ставрово оказывается в эпицентре большой истории. Его расположение, близость линии фронта, железная дорога, перекресток нескольких дорог привели в город крупный гарнизон немцев. Но в городе действует подполье, состоящее, в основном, из вчерашних школьников. Это история противостояния двух молодых людей, двух жизненных позиций - комсомольца Алексея и предателя Дмитрия. Оба молоды, оба читали одни и те же книжки в детстве, учились в одной школе, любили одну девушку. Но первый, не задумываясь, отдал жизнь за то, что считал священным - за Родину, а второй самозабвенно мучил и убивал своих же соотечественников, соседей, знакомых, бывших одноклассников...

В праздничные дни посмотрел очередной военно-патриотический «шедевр» - «72 часа», и до сих пор не въеду - зачем только пошёл в кинотеатр ? Интересная у нас ситуация. Если ты говоришь, что наше (то есть российское) кино в основном туфта, фигня и всё такое, то тебя упрекнут : ты не патриот! И сразу запишут, куда следует – в 5-ю колонну, ренегаты, либерасты и т.д. Представьте, что я говорю о нашем кино в том же духе, но говорю с сожалением, даже с прискорбием. Дело в том, что я хотел бы, чтобы наше кино было хорошим, даже отличным, даже лучше чем в Голливуде ! Так что же получается, я не патриот ? Самое интересное, что самый прожжённый патриот мне скажет : ты чё спятил, куда нам до Голливуда? Вот и призадумайтесь.

«72 часа» я смотрел обречённо. Знаете почему ? В начальных титрах было анонсировано : при поддержке Министерства культуры. Я сразу представил Мединского - нашего главного «культуриста» и понял : всё, приехали - сейчас будет патриотическая клюква. Продюсером выступил Николай Расторгуев. Против него, как музыканта и человека, я ничего не имею, но он ведь не киношник, и явно сел не в свои сани. Ещё мелькнуло Военно-историческое общество. Я хорошо знаю, что люди этой организации проводят очень полезную работу, в том числе и по финансированию военных кинолент, многие из которых даже не попадают на большой экран. Наглядный пример -  «Бой местного значения» (2008). Это малобюджетный, но толковый и добротно сделанный фильм, и вряд ли кто-нибудь будет доказывать обратное.

Но вот с лентой «72 часа» явная промашка. Деньги нашли, поддержали, но толку ? Лучше бы их раздали детям войны, да и вообще тем, кто нуждается.


А что вообще можно сказать о фильме ? Создатели может и хотели как лучше, да вот получилось как всегда (вот ведь наш незабвенный земляк Черномырдин всегда оказывается прав, зараза !). Я устал талдычить о том, что малобюджетное кино может быть хорошим и даже великим, но в нашем случае всё сделано топором. Видимо так торопились закончить и запустить в прокат к 9 мая. Наверное, не стоило бы тратить время на написание рецензии, но есть обстоятельства, которые вынуждают. Во-первых, настораживает довольно высокий рейтинг фильма на сайте КиноПоиск. Люди разве совсем сошли с ума ? Во-вторых, очень подлая интрига в конце сюжета. 

Мы что-то, где-то запутались, потерялись во времени и в пространстве. Многие заранее согласны : пусть кино сделано тяп-ляп, но тема патриотическая, значит ништяк ! Порочная, знаете ли, практика. А тут ещё на днях узнаю : Путин, оказывается, сформулировал нашу новую национальную идею - Патриотизм. Вот оно что, а мы-то глупцы и не знали, не ведали как же всё просто, да как сами-то не могли додуматься ? А разве главная идея былых времён - Коммунизм, была основана на анти-патриотизме ? А нынешний официальный анти-коммунизм и такой же официальный патриотизм, - они что, тождественные понятия ? Как-то всё странно, если не сказать нелепо. Получается, заранее предопределены нелепости сюжетов и не стыковки подобных картин, как и то, что во всей этой клюкве шедевров-то нам и не нужно, сойдёт и так.

Говорить о художественных достоинствах фильма «72 часа» не приходится – их просто нет. Интриги тоже никакой, только в нюансах и то в конце. Актёры нам также не запомнятся – почти все они из бездарных, если не сказать дурацких, НТВ-эшных сериалов. Из более-менее известных, разве что Ирина Розанова, хотя она так и не пробилась в большие таланты. Из молодых артистов я мог бы заступиться только за Елизавету Арзамасову. После дешёвого теле-кича «Папины дочки» она всё же искупила вину в хорошей картине «Поп». А кстати, достойная ведь получилась лента, и в общем-то патриотическая. Но там и уровень совсем другой, и в главной роли Маковецкий, хотя и бюджет был тоже не очень-то крупный. И тот, кто видел фильм «Поп» его уже не забывает, а после просмотра «72 часа» сразу улавливает некоторую схожесть сюжетных линий. Тоже есть толковый и принципиальный батюшка, а немецкие оккупанты совсем не препятствуют восстановлению и открытию церкви, закрытую большевиками-сталинцами (подчёркиваю : не ленинцами, и не в 20-е годы). И повзрослевшая Е.Арзамасова в том же амплуа, но вот дальше… А там наблюдаем то, что давно многократно видели в других кинолентах о войне, а также о предвоенной и послевоенной жизни в СССР. Все стереотипы, сюжетные ходы, даже диалоги будто заимствованы из не самого лучшего советского кино.



Николай Расторгуев поведал нам : в фильме разворачивается история противостояния Алексея и Дмитрия. Они оба росли одинаково, читали одни и те же книги. Однако один не задумываясь отдал жизнь за Родину, а второй её предал. Режиссёр Кира Ангелина считает, что поставила перед зрителями ряд вопросов. Как становятся предателем ? Имеет ли человек на войне право выбора ? Есть ли место вере, религии в военное время ? Правда эти вопросы, как я считаю, так и остались без ответа. Иногда я и сам думаю, что всей правды о войне лучше бы и не знать, - запредельно-жуткой она бывает. Но всё же всем советую прочесть книги В.Астафьева и Н.Никулина, а узнать всю правду-матку всё равно придётся. 

Теперь к вопросу о предателях и далее по списку. Ещё в начале войны Сталин заявил: «Пленных нет, есть предатели Родины». И что же, сразу 5 млн. предателей ? Утрировать, конечно, не стоит, но порочная мораль, царившая в то время сверху донизу, и политика двойных стандартов сделала своё «доброе» дело. Так что «мудрое» сталинское руководство иной раз и выбора людям не оставляло. А религия, тем не менее, начинала медленно возрождаться именно в военные годы. Ведь как совершенно верно высказал «крамольную» мысль один из священников Псковской миссии в фильме «Поп» : если бы не немецкое вторжение, большевики разрушили бы все церкви до единой.

В ленте «72 часа» есть воспоминания одной женщины - свидетельницы преступлений полицая Дмитрия Пронина : «Наш городок Ставрово совсем небольшой, но как минимум 100 человек служили у немцев, и среди них даже учитель черчения». А ведь подпольщиков было значительно меньше. Есть над чем задуматься. Но вот, наконец, кульминация - разоблачат предателя Пронина спустя 11 лет после войны (на дворе осень 1956-го), живущего под чужой фамилией, или он избежит гуманного советского правосудия ? Многие свидетели сомневаются : может он, а может нет, прошло много лет (хотя 11 – разве много ?). А вот и главный свидетель - мать Дмитрия. Она уже ослепла, на ощупь водит руками по лицу задержанного и говорит : «Это не мой сын, это предатель Дмитрий Пронин». А дальше мы видим, как уводят арестованного и знаем, что очень скоро ему намажут лоб зелёнкой.  

В этом эпизоде, как я уже упоминал, заключена самая подлая интрига – мать сдаёт родного сына. Как такое возможно ? Не по-людски, не по-христиански, и в Библии это считается страшным грехом. Но зрители запомнили ещё одну деталь, - хозяина семейства, т.е. мужа этой женщины и отца Дмитрия арестовали органы НКВД ещё в 1935 году, и до наступления войны он сгинул в недрах ГУЛАГа. Поэтому Д.Пронин добровольно пошёл служить оккупантам, как и его друг Егор, тоже сын арестованного священника. Выходит, что причины такого поступка всё же были, но их по любому не стоит оправдывать. Но можно ли в таком случае оправдать мать Пронина ? Ни в коем разе, ни при каких обстоятельствах.

Все помним, как 20 лет у нас склоняли Павлика Морозова, сделав его нарицательным антигероем. Называли пионером-доносчиком, иудой и т.д. Бедному Павлику не было успокоения даже на том свете. Сталинская пропаганда в своё время преподносила его призрак в своих целях, а либеральная – не менее мерзопакостная пропаганда, в своих. И те и другие подло использовали, присущее нашему менталитету, порочное чувство стадности. На самом деле никакого доноса на своего отца пионер не совершал и не был вообще в чём-то повинен. Весь секрет в том, что у Сталина любимой книгой была «Отцеубийца» Казбеги. А мать свою, как мы знаем, Сталин называл : старая шлюха.

Лишь в последние годы пионера Павлика наконец-то оставили в покое. Как-то стало не до него, да и объективные историки всё больше стали доставать придворных идеологов, и те отмахнулись. Но как быть с финалом просмотренного фильма ? Создатели явно перепутали божий дар с яичницей. Будто бы сам Сталин с того света передаёт им привет и намекает, что нет семейных и родственных уз, есть только классовая борьба, интересы государства и карательных органов. Можно уловить и намёк всем желающим связаться с «5-й колонной», мол, если что, сдадут вас ваши же близкие с потрохами и 30 сребреников  даже не потребуют. Жаль что Год кино у нас совсем не пошёл по нужному пути. Понятное дело, - хотели все как лучше, да только…

Комментариев нет:

Отправить комментарий