9 июня 2016 г.

Программка к матчу Кубка УЕФА : Спартак Москва - ВСС Кошице ЧССР 15.09.1971




1. СО СТОРОНЫ «СПАРТАКА»

СПАРТАКОВЦЫ своего первого соперника по турниру УЕФА в игре никогда не видели. Знали, правда, нескольких игроков - Поллака, Бомбу, Десятника, Пиварника. Представляли себе и манеру игры этой команды, ибо она - типичный представитель чехословацкого футбола, лидер нынешнего чемпионата с весьма внушительными показателями.

На своем поле принято больше думать о том, как лучше построить атаку, однако случилось так, что тренерам «Спартака» пришлось поломать голову над формированием линии обороны. Давно уже не выступает спартаковский стоппер Иванов, а в последнем матче чемпионата получил травму хорошо зарекомендовавший себя на этом месте молодой Ольшанский. Впервые пару центральных защитников составили Абрамов и Осянин. Прежде им обоим доводилось выполнять роль свободных игроков, на этот раз Абрамов взял под присмотр центрфорварда гостей. Таким образом, формирование защиты тренеры сочли решенным, и после матча Н. Симонян высказал удовлетворение ее игрой. Но пояснил мне при этом, что вообще-то предпочел бы использовать Осянина в средней линии. Вынужденное же отсутствие этого игрока в полузащите, по мнению Симоняна, ослабило ее. В связи с этим припомнился эпизод, когда на 9-й минуте Осянин, выйдя из глубины поля в полузащиту, начал комбинацию, в результате которой Егорович вышел один на один с вратарем. Пожалуй, действительно Осянин в середине поля мог быть полезен.


Позаботившись об обороне, спартаковцы игру в атаке построили интересно, действовали остро, хорошо использовали фланги. Мирзоев, Хусаииов и Егорович часто менялись местами, особенно в первой половине. Но все же наибольшую угрозу каждый из них представлял, оказываясь на своем привычном месте. Игровое преимущество команды всегда наиболее ярко проявляется в том, что форвардам удается выходить на ударные позиции в центральной зоне перед воротами. Таких моментов у спартаковских нападающих было более чем достаточно, особенно после того, как пенальти, назначенный за неправильный толчок, реализовал Силагадзе. Спартаковцы часто и точно били по воротам издали. Больше других это удавалось Папаеву, которого часто критиковали за то, что в матчах чемпионата он редко пользуется своим хорошо поставленным ударом. На этот же раз Папаев, бывший, кстати, одним из лучших игроков матча, постоянно угрожал воротам соперников. Однажды его удар пришелся в перекладину, дважды его удары с трудом парировал вратарь Швайлен, наконец, второй гол спартаковцы забили после того, как удар Папаева в верхний угол Швайлен смог лишь только отбить.

Но как ни странно, удары с близкого расстояния спартаковцам никак не удавались. В первом тайме они просто-таки обязаны были забить три-четыре гола. Выше ворот били Хусаинов и Егорович, в защитников попадал мяч после ударов Егоровича и Силагадзе, один на один с вратарем вышел Мирзоев, но попал в ноги голкиперу. 

Наверняка, в перерыве настроение у москвичей, хотя они и вели в счете, было далеко не лучшим: слишком уж много возможностей они упустили. А мы в перерыве в ложе прессы вспомнили рассказ лучшего бомбардира мексиканского чемпионата мира Мюллера о том, как он тренирует удар с близкой дистанции. К сожалению, наши нападающие даже на разминке перед матчем почему-то считают нецелесообразным пристреливаться с 8-12 метров. Хотя во втором тайме спартаковцам удалось забить второй гол (после серии передач мяч попал к Егоровичу и тот наконец с близкого расстояния послал его в сетку), но и после игры они не испытывали полного удовлетворения. А Симонян прямо сказал: «Мы провели игру так, как планировали, так, как должны были провести. Но мы не забили голы, которые обязаны были забить, только из-за отсутствия необходимого для этого мастерства».

На 51-й минуте в ворота москвичей был назначен пенальти. Я зашел после матча в спартаковскую раздевалку, чтобы уточнить, кто же из защитников допустил нарушение. Игроки мне ответили, но тут же прозвучало: «Напишите просто: кто-то из спартаковских защитников». Думаю, что Осянину (нарушение допустил он) будет приятнее узнать об этих словах его товарищей, чем прочитать дежурную фразу, в которой содержался бы намек на любого из его партнеров по обороне. Блестяще сыгравший вратарь Кавазашвили (он парировал первый удар с 11-метровой отметки, каким-то непостижимым образом успел вскочить и броситься под повторный удар), возможно спас команду не только от гола. Ведь это был, бы гол, забитый соперниками на чужом поле, и он мог бы сыграть важную роль в исходе всего поединка. Кавазашвили очень и очень облегчил своей команде задачу перед повторным матчем.

Она наверняка будет не из легких. Памятуя прошлогодний урок московского матча с «Базелем» спартаковцы во втором тайме действовали осмотрительнее. В контратаках они могли бы и увеличить счет. Особенно запомнился прорыв Мирзоева, его точный пас Егоровичу и мощный удар последнего в штангу. К концу матча спартаковцы даже сумели вновь организовать давление на ворота соперника. Но все-таки они были, может быть даже чересчур осторожны всей командой вперед не шли. Счет хоть и не увеличили, но зато и не испортили.
Да, они вправе огорчаться, что не сумели добиться большего перевеса. Что ж, это послужит тоже новым уроком, ибо нельзя упускать в таких ответственных матчах с большим трудом создаваемые выгодные моменты. Перед ответной встречей спартаковцам вновь придется прежде всего подумать об обороне, тем более что получил повреждение еще один защитник - Логофет. Но все же думается, что при всех обстоятельствах они не станут строить игру в расчете на удержание достигнутого перевеса. У них есть все основания решать судьбу двухраундового поединка атакой.

2. СО СТОРОНЫ ВСС

ФУТБОЛИСТЫ этого клуба проводили свой первый официальный международный матч. Тренер команды И. Венглош приезжал в Москву на финал Кубка страны, чтобы познакомиться с соперником. После нынешнего матча он признался, что спартаковцы оказались несколько сильнее, чем представлялись ему после встреч с ростовским СКА. Сильнее прежде всего в атаке, где им удаюсь действовать на большей скорости. В целом, однако, никаких сюрпризов, по его мнению, гостям хозяева поля не преподнесли. До 24-й минуты развитие событий Венглоша вполне устраивало. Перед матчем его тоже прежде всего беспокоила линия обороны. Отсутствие Пиварника казалось настолько невозместимым, что даже футболку с его номером «2» тренеры не доверили никому, и Кралка вышел на поле с номером 13. Конечно, отнюдь не эта несчастливая цифра виновна в том, что именно Кралка неправильно оттолкнул Киселева, за что его команда была наказана пенальти. Чехословацкие футболисты в обороне действовали по зонному принципу, лишь Бомба порой покидал зону, преследуя Мирзоева. Скоростные маневры спартаковцев, острые подключения, выходы на переднюю линию хавбеков расшатывали оборону ВСС. Но Венглош повторяет, что до 24-й минуты игра команды его устраивала.

Чехословацкие футболисты неплохо владели мячом в середине поля, завладевали порой территорией, нередко били издали. А вот в штрафную площадь москвичей врываться им почти не удавалось. Лишь дважды это смогли сделать Данко и Штраус. Пропустив гол с пенальти, гости занервничали. Вот когда сказалось, по мнению Венглоша, отсутствие опыта международных встреч у большинства игроков. Но самую серьезную потерю понесли гости на 27-й минуте, когда получил травму центральный защитник Десятник. На поле вышел Штовчик, стал играть левым защитником и не смог противостоять Мирзоеву. Опытный же Бомба, выступавший, кстати, однажды за сборную Европы, стал играть в центре обороны. Так или иначе, после ухода Десятника линия защиты ВСС стала уязвимой.

Потеря Десятника сказалась и во втором тайме, когда пришел черед гостей пробить пенальти. Именно Десятник обычно выполняет эту миссию. Вторым после него пенальтистом является вратарь и капитан команды Швайлен. Но к этому моменту настроение у него было не из лучших, мяч уже дважды побывал в его воротах, да и игра у Швайлена не ладилась. Он не сумел приспособиться к мячу, мокрому от росы, и постоянно отбивал его, причем зачастую не лучшим образом, поймать же намертво мяч ему никак не удавалось. Швайлен, чувствуя неуверенность, отказался бить пенальти и поручил это полузащитнику Штафуре. По мнению Венглоша, неточность Штафуры может в итоге оказаться роковой, для его команды. Венглош, причем, считает, что результат матча 2:1 в пользу «Спартака» был бы наиболее справедлив. Мы, однако, с ним согласиться в этом никак не можем, ведь слишком много моментов не использовали спартаковцы.

Во втором тайме гости стали чаще пользоваться длинными продольными передачами. Одна из них и позволила Штраусу ворваться в штрафную площадь, следствием чего стал пенальти. Длинные передачи помогали чехословацкой команде быстрее преодолевать середину поля и оказываться в районе штрафной площади «Спартака», пока там еще не скопились игроки. Однажды мяч метался в опасной близости от ворот Кавазашвили и после удара Бороша рикошетом от защитника едва не влетел в сетку. Обострил игру ВСС в атаке и центральный нападающий Дойчак, форвард мощный и настойчивый.

Незабитый пенальти вновь на какое-то время поверг в уныние гостей. Но спартаковцы не сумели этим воспользоваться, а, к чести чехословацких футболистов, они пришли в себя довольно быстро. Счет 0:2, по их мнению, не катастрофичен. Они полны решимости взять реванш на своем поле. Чехословацкие форварды умеют забивать, заверял меня Венглош. В восьми матчах нынешнего чемпионата страны команда забила уже 18 мячей. Для того чтобы сыграть лучше, чем в Москве, необходимо возвращение в строй Пиварника и Десятника. Это снимет, по мнению тренера, все проблемы обороны. А для того чтобы забивать, необходима прежде всего более точная игра диспетчера команды Поллака. В московском матче он действовал далеко не лучшим образом, в чем Венглош видит заслугу Киселева.

Комментариев нет:

Отправить комментарий