4 июня 2016 г.

Программка к матчу Кубка чемпионов : Спартак Москва - Базель Швейцария 16.09.1970



1. Со стороны «СПАРТАКА»

ВНЕШНЕ на стороне «Спартака» было немало преимуществ. Перевес в классе, в форме, в тех дополнительных аргументах, которые выявляются на своем поле, в конце концов внушительный игровой перевес на протяжении почти всего матча. И вдруг за какие-то считанные минуты растеряно чуть ли не все. И вдруг вместо радостного ощущения победы солидная доля разочарования. Кажется, что короткий, заключительный, 15-минутный отрезок зачеркнул все, что было до того. Или почти зачеркнул. Однако все это из эмоциональной сферы, из области ощущений. Существуют и чисто футбольные аргументы, и при их анализе уже не столь сенсационно выглядит неожиданный поворот событий в конце матча. У Кубка чемпионов для наших команд, как принято считать, неудачные сроки. Но не в первых матчах в сентябрьскую пору, когда как раз мы и должны иметь перевес в спортивной форме, ведь в большинстве стран чемпионаты только-только начинаются. У «Спартака» этот перевес был не слишком внушительным. Как раз в последних играх чемпионата страны с московским «Торпедо», «Араратом», одноклубниками из Орджоникидзе чемпион хороших атлетических достоинств не продемонстрировал. Матч на Кубок чемпионов не зафиксировал в этом смысле подъема у «Спартака».

Чемпион намеревался действовать активно, в хорошем темпе, энергично со старта. Так он и начал, но настойчивости хватило в этом смысле минут на десять. «Спартак» славится у нас умением держать мяч. Этим достоинством он отличался и в матче с «Базелем». Но порой у «Спартака» держание мяча чуть ли не превращалось в самоцель. Соперники не опекали спартаковцев в центре поля и на дальних подступах к воротам. Почти в каждом игровом эпизоде кто-либо из спартаковцев, владевших мячом, имел возможность сделать Передачу по двум-трем, а то и четырем адресам. Партнеры были открыты. Спартаковцы соблазнялись такой непривычной перспективой и охотно катали мяч. Но желаемые «окна» в обороне «Базеля» не открывались. Попытки в первом тайме отправить мяч в штрафную площадь швейцарцев верхом оказались бесперспективными, так как гости, как, впрочем, почти все наши соперники из-за рубежа, имели перевес в игре головой. Попытки Калинова и Папаева в одиночку проскользнуть в штрафную площадь гостей также успеха не имели.


Впрочем, еще не выходя на поле, спартаковцы понимали, что в такой встрече (где у соперника играл не основной вратарь, а запасной) успех могут принести удары со средней дистанции. Первым такую попытку предпринял Папаев. Мяч ушел над воротами. Наконец, со второй попытки успеха добился Осянин. Здесь уместно сказать, что Осянин заслуживает похвалы. В этой игре он был одним из лучших. И не потому, что стремительно смещался или рвался вперед, н не потому, что не допускал технических ошибок. И они были у Осянина, и двигался он не слишком энергично. Но спартаковец максимально использовал сильнейшие стороны своего мастерства: сильный удар издали и правильную, своевременную оценку ситуации, в которой соперник допустил просчет. Об этом свидетельствует и второй гол, который был забит им при подаче углового. В гуще обороны «Базеля» Осянин нашел те два метра, которые в то мгновение оказались без присмотра. Без помех, мастерски Осянин отправил мяч головой под перекладину.

В матче, где пробиться на ударную позицию было непросто, Осянин сумел своего добиться. «Спартак», конечно, мог нарушить согласованность игры швейцарцев в обороне за счет энергичных ускорений. Такие попытки предпринимал Киселев и в первом и во втором таймах, но только за счет собственного движения. А быстро должен был бы двигаться мяч. Ведь легкость проходов с мячом в одиночку в этом матче предопределялась не только умением спартаковцев, но и той свободой, которую предоставлял им соперник. Активность Ловчева и Логофета в атаках также диктовалась во многом этими обстоятельствами. Кстати, защитникам чемпиона страны атакующая игра по-настоящему не удалась. Слишком часто они ошибались, находясь на чужой половине поля.

«Спартак» играл полтора тайма в свою, но не лучшую свою игру. После отличного удара Папаева, когда счет стал 3:0, казалось, что наш чемпион, несмотря на все издержки, своего сумел добиться. Все три гола были заработаны по делу, и чемпион с полным основанием занес их на свой счет. И вдруг тут же отдал два назад. За весь матч у «Базеля» было в общем-то полтора голевых момента. На долю одного спартаковца Проскурина приходится больше возможностей отправить мяч в сетку, чем у всей швейцарской команды за 90 минут игры. Но Проскурин свои возможности не использовал, а швейцарцы даже перевыполнили план. Ошибка при подаче углового была из тех, которые чемпион страны не имеет права допускать. И дело даже не в том, кто кому мешал в этом эпизоде. Удар Одерматта головой был слабым - не выйди Кавазашвили из ворот, он, конечно, этот мяч взял бы. Дело в другом: оборона «Спартака» в двух эпизодах подряд была не только пассивной, но и не уловила возможного развития событий. Не верила в такой поворот дела. Беспрепятственно была разыграна затем трехходовая комбинация, и Бентхаус провел второй гол.

Каким знакомым выглядел в эти минуты «Спартак» - таким не похожим на себя, но зато так напоминающим торпедовцев Москвы в их играх на Кубок кубков с «Кардиффом», киевлян в их играх на Кубок чемпионов с «Гурником» и «Фиорентиной». Между тем все наши три клуба по стилю разнятся. А вот эта черта - какая-то растерянность и пассивность в ответственные минуты встречи - у них общая. Видимо, дело не в случае, а в каком-то родственном для всех, органическом недостатке. Проще всего сказать: «Не повезло». Но эта «привычка» так легко расставаться с тем, что достигнуто с трудом, уже может быть отнесена в разряд печальных традиций. «Спартак» выиграл. Он и должен был выиграть. Наш чемпион обязан удержать свой перевес и в ответной игре. Мы видели «Базель». Такой команде уступать свой путь в европейском турнире наш чемпион не имеет права. У «Базеля» есть, конечно, свои достоинства, но у «Спартака» достоинств больше.

2. Со стороны «БАЗЕЛЯ»

- О ТАКОМ повороте матча, о таком счете мы и не мечтали, - радостно сказал мне тренер швейцарцев Гельмут Бентхаус после матча. - Наша цель была 0:0. И мы не слишком верили в возможность ее достижения. Когда мы проиграли первый тайм 0:1, то решили попытаться хотя бы удержать этот счет. Наша цель определила и выбор средств.

При всем желании швейцарский клуб не отнесешь к авторитетным представителям европейского футбола. Он явно уступает многим. Пожалуй, для «Базеля» не оказалось бы места и в первой двадцатке, если бы составлялась классификация сильнейших клубов континента не по титулам, а по истинному мастерству. У команды есть свои достоинства. Когда в канун матча я наблюдал тренировку швейцарцев, присутствовавший на стадионе тренер «Пахтакора» М. Якушин заметил: «Не бог весть что, но кое-что умеют: и мячик подержать, и перекрыть вовремя». Впрочем, в определенных достоинствах гостей зрители убедились почти с самого начала матча. «Базель» не применяет персональной опеки, но умело группирует игроков обороны в своей штрафной площади. Как правило, спартаковца, владеющего мячом, в этой опасной зоне встречали двое: один атаковал, а второй страховал атакующего. В роли страхующего выступали попеременно Мундшин и Зигенталер.

Поскольку швейцарцы «мечтали» о 0:0 они соответственно и построили свои ряды. В атаке были лишь два форварда - Бальмер и Венгер. Четыре полузащитника - Одерматт, Зундерман, Рамен и Бентхаус - оборонялись на дальних подступах и прикрывали свою защитную линию. В ней выступали также четыре игрока: Фишли, Мундшин, Рамсейер и Зигенталер, причем Мундшин был «свободным». Особенности игрового построения гостей были продиктованы и некоторыми дополнительными обстоятельствами. Швейцарцы знали, что сегодня они уступают спартаковцам в физической подготовке. Кроме того, шесть основных игроков этой команды были травмированы в матчах швейцарского чемпионата. Накануне на тренировке выяснилось, что основной вратарь Кунц, хотя и прилетевший с командой, выступать не будет. Два травмированных (Рамен и Райш) участие в матче приняли. Они, кстати, заменяли друг друга. Не выступали лучший форвард команды Хаузер и два сильнейших фланговых защитника Кифер и Паолоччи. Кстати, последних двух руководство «Базеля» решило оставить дома, но они прибыли в Москву самостоятельно и, как сказал мне Бентхаус, помогли своей команде советами в перерыве.

На мой вопрос, возвратятся ли все пострадавшие в строй к моменту ответной встречи, тренер швейцарцев Бентхаус ответил так: «Почти наверняка возвратятся все, кроме Хаузера».
При нынешнем столь удачном для гостей повороте событий они не скрывают оптимизма перед ответным матчем в Базеле. «А ведь я думал, что после третьего гола все потеряно», - говорил мне Бентхаус. Пожалуй, впервые наши зрители столкнулись с ситуацией, в которой тренер команды одновременно и игрок. Бентхаус объяснил мне, что нынешний матч в Москве - первый для него в этом сезоне, первый и забитый в ворота спартаковцев гол. Еще в прошлом году он был играющим тренером. В этом сезоне он не собирался выступать, но серия травм заставила его принять участие в московском матче. Мне было любопытно, как, на его взгляд, выступление на поле влияет на выполнение чисто тренерских обязанностей. «Вы знаете, по-моему, это помогает, - ответил мне Бентхаус.- Я ведь в гуще событий и все вижу вплотную. К тому же имею возможность сразу вносить коррективы».

Внес ли Бентхаус коррективы после первого пропущенного «Базелем» мяча ? Нет, не внес. «Я считал этот мяч случайным, а не просчетом в действиях обороны. Наш основной вратарь кунц его бы не пропустил. За то после второго пропущенного гола я внес коррективы. вместе с Одерматтом мы выдвинулись вперед, и тут к нам в сетку влетает третий мяч. Вот тебе и поправка, подумал я! Казалось, все кончено. Однако выяснилось, что не все. Одерматт забил свой гол а я свой. Гол Одерматта я не слишком хорошо вилел а свой помню. Райш вышел слева {у него были силы, ведь он только что появился), передал мяч в центр Бальмеру, а тот дальше мне. Никого рядом. Правда, в момент удара мне показалось, что на пути стоит кто-то из защитников, но помеха не повлияла».

«Базель» проиграл. Однако счет 2:3, как всем понятно, устраивает эту команду больше, чем 0:I или 1:2. Ведь при существующем положении при равенстве мячей преимущество получает тот, кто забил больше голов на чужом поле. Отсюда и конкретная задача для спартаковцев - не допустить появления равенства. Если наши гости не скрывали радости по поводу своего проигрыша со счетом 2:3. то московский «Спартак» не имеет права попадать под гипноз турнирной арифметики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий