6 июня 2016 г.

Программка к матчу Кубка чемпионов : Гурник Польша - Динамо Киев 26.11.1967


РЕЦЕПТ ДОКТОРА КАЛОЧАИ

«...Как в первом, так и и во втором матче киевляне подтвердили, что низкие цифровые показатели их побед в чемпионате СССР не случайны. Динамовцы на протяжении 90 минут игры не могли создать более трёх-четырёх голевых моментов как в Киеве, так и в Хожуве».
«Хмельницкий и Бышовец обратили на себя внимание отличной подготовкой, скоростью и... неумением завершать атаки. Эта пара выполняла роль тарана. Однако очень легко было расшифровать их замыслы. Схема действий нападающих оказалась настолько простой, что те почти не угрожали воротам Костки...». 

Это отрывки из репортажей катовицкой газеты «Спорт» о матче в Хожуве между киевским «Динамо» и «Гурником». Думается, что польские спортивные обозреватели верно подметили причину неудачи киевлян.  Динамовцы вышли на поле самого крупного стадиона Польши «Шлёнски» с твёрдым намерением доказать, что они не случайно победили «Селтик», и действительно показали хорошую игру - темпераментную, мужественную и бескомпромиссную. Но этого оказалось мало для того, чтобы победить «Гурник» на его поле. Киевляне атаковали чаще, чем хозяева поля, однако, как это нередко бывает в футболе, нападали одни, а голевые моменты создавали другие.


«Гурник» в этой встрече имел превосходство лишь в одном, но самом важном элементе игры - ударах по воротам. Хозяева поля нанесли их 19 (8 - в площадь ворот, 1 - в штангу, 1 - в перекладину, 9 - мимо), киевляне - только 14 (6 - в площадь ворот, 8 - мимо). Ещё один любопытный штрих. За весь матч только раз динамовец оказался в положении «вне игры», что может считаться признаком хорошего тона, но отнюдь не свидетельством острых атак и рискованных продолжений, без которых было просто невозможно рассчитывать на успех в сложной ситуации кубковой встречи. 

После матча полузащитник «Гурника» Вильчек сказал: 

- Если бы я в течение сезона проводил три таких матча, то моя футбольная карьера закончилась бы быстро. Когда раздался финальный свисток судьи, я чувствовал, что у меня вообще не осталось сил... 

Замечание Вильчека о том, какое страшное напряжение выдержали футболисты «Гурника» в двух встречах с киевлянами, подтверждают все без исключения польские спортивные обозреватели, отмечая при этом, что они не видели подобной игры своего чемпиона в этом году.  Трудно судить о том, случайно или специально получилось так, что «Гурник» оказался на вершине своей формы именно сейчас. Накануне нового сезона (он начинается летом), тренер польского чемпиона венгр Г.Калочаи, работающий с командой второй год, решился на смелый шаг, заменив нескольких известных ветеранов молодыми игроками. Так, в основном составе закрепились Олек, Латоха, Дея. Весь осенний круг первенства «Гурник» играл очень неровно, и первую свою лучшую встречу он провёл перед самым отъездом в Киев против лидера первенства - «Руха» из Хожува. 

Калочаи двенадцать дней решал проблему состава и в конце концов остановился на «киевском» варианте. Кстати, польский чемпион впервые применил расстановку игроков с четырьмя полузащитниками в Киеве. В газетах промелькнула шутка, что доктор Калочаи выписал рецепт, как попасть в четвертьфинал, и он оказался правильным. 


Идея плана второго матча со стороны «Гурника» даже в деталях не отличалась от первой встречи. Вновь польским футболистам надо было решать задачу безопасности своих ворот и снова строить игру в нападении на контратаках, поскольку киевлянам ничего не оставалось, кроме как идти вперёд. «Гурник» играл в Хожуве как бы второй спектакль премьеры, и у его участников вполне хватило энтузиазма, а роли были отрепетированы отлично. Мы ещё раз убедились в том, что чемпион Польши располагает великолепным нападающим Любаньски, который один в состоянии держать в напряжении оборону противника. Именно им был создан самый, пожалуй, красивый момент этой встречи. На 11-й минуте после прострела справа Любаньски идеально среагировал на передачу и в броске «рыбкой» отлично пробил головой, но мяч попал в штангу. 

После матча фотокорреспондент «Пшеглонд спортовы» М.Свидирски сказал мне: «Знаешь, в этот момент я стоял у самой штанги, и у меня было страстное желание подправить мяч ногой в ворота. Уж такой был красивый момент! По правилам гол был бы засчитан, но меня вывели бы со стадиона, а я ещё не сделал достаточно снимков для газеты...», - и рассмеялся собственной шутке. 

Как были забиты голы ? Прорыв Бышовда закончился тем, что защитники выбили мяч на угловой. Киевляне разыграли его, мяч подхватил Серебряников, подал верхом в штрафную, на передачу молниеносно выскочил Турянчик и на глазах растерявшихся защитников точным прямым ударом переправил мяч в ворота. Шолтысик о своём голе рассказывает так: «Любаньски рванулся по краю, а я открылся в центре и почти тут же увидел летящий на меня мяч. Банников думал, что я буду бить с правой ноги, но я в какую-то долю секунды перерешил и ударил с левой...».

 Вне всякого сомнения, киевляне провели матч в Хожуве намного сильнее, чем первую встречу, но психологический груз необходимости не просто выиграть эту встречу, а забить как минимум два мяча, нервировал игроков. Сказалась и усталость команды, которая проводила эту встречу после напряженнейшего сезона.


ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА 1967 год. ЧАСТЬ ТРИНАДЦАТАЯ

ГОРЯЧИЕ ТОЧКИ 67-го: ХОЖУВ, ТРНАВА

Казалось, ничто не должно было предвещать скандала масштаба международного во встречах представителей соцстран. Киеву на втором этапе достался польский "Гурник", "Торпедо" на первых двух - "Мотор" (ГДР) и чехословацкий "Спартак". Ну какие, скажите на милость, могли возникнуть конфликты на спортивных площадках между спортсменами стран СЭВ и Варшавского договора? Их, если верить пропаганде, связывали общие цели и нерушимая дружба. В предыдущих главах я счастливо избегал не любимую мною тему - политику. Сегодня она вторглась в мирный ход повествования, и оградить вас от ее грубого, бесцеремонного вмешательства не смогу.

МАСЛОВ УКРЕПЛЯЕТ АТАКУ

До конца календарного года состоялось два этапа Кубка чемпионов и Кубка кубков. Оба наших клуба вышли во второй круг. Киевляне, неожиданно уступив на своем поле "Гурнику" (1:2), отправились в Забже с намерением ликвидировать дефицит.

Матчи еврокубков проводились в среду. Киевляне прибыли в столицу Силезии Катовице в воскресенье 26 ноября и ожидали решения польской федерации о месте встречи. "Гурник" - из шахтерского города Забже. Билеты на 40-тысячный местный стадион разлетелись вмиг. Соседний Хожув, тоже горняцкий, обзавелся самым крупным в стране стадионом-стотысячником - "Шленском". Естественно желание футбольных чиновников, учитывая невероятный к матчу интерес, заработать по максимуму. Потому и перенесли игру в Хожув. Чтобы предотвратить волнения среди запасшихся билетами забжан, обратились к ним через СМИ: "Шановне панове, просим не беспокоиться, ваши билеты действительны и на трибуны "Шленска".

Панове, кто на рейсовых автобусах, кто на личном транспорте, рванули в Хожув. То же сделали и киевские футболисты. Путь их оказался недолгим: от Катовице до Хожува - шесть километров. В понедельник провели первую тренировку на покрытом ледяной коркой поле стадиона-гиганта. Полноценной назвать ее нельзя - игроки то и дело скользили, падали… Возникла проблема с подбором шипов. А к вечеру повалил снег. Его убрали, образовав по периметру трибун снежные сугробы. Поле промокло. Маслов походил по газону и сделал однозначный вывод - для игры он непригоден. Шведская судейская бригада, возглавляемая Бостремом, так не считала.

Состав "Гурника" киевского образца изменений не претерпел. Маслов видоизменил начальную схему: 1-4-1-2-3. Перед четырьмя защитниками (место Левченко на левом фланге обороны занял Островский) - "волнорез" Турянчик. Он принимал на себя первый вал польских атак, во время "штиля" присоединялся к хавбекам - Медвидю и Серебряникову. Маслов усадил на лавку Сабо и за его счет увеличил численность форвардов: компанию Бышовцу и Хмельницкому составил Пузач.

МХАТОВСКАЯ ПАУЗА Зигфрида ШОЛТЫСИКА

Начало, как ни странно, за "Гурником". Он не выказывал поначалу желания отстаивать нажитое в Киеве. Но первый удар отразил Костка. После чего у ворот его украинского коллеги заполыхало. Любаньски отозвался на прострел справа и на бреющем полете устремился к мячу. Встретив его в воздухе, головой ловко направил в угол. Ворота Банникова защитила штанга. Тут же Щегольков, подстраховав вратаря, выбил мяч в поле. Огонь не унимался. Молниеносная "стенка" Дейя - Любаньски, и Влодзимеж бьет мимо киевского стража. Вновь выручила стойка, воспылавшая, видать, нежным чувством к рослому, стройному гарному хлопцу.

К середине тайма игра выравнялась. Наши уверенно контролировали мяч, а при первой возможности следовали навесы, много навесов, остроты так и не создавшие. Но вот после розыгрыша углового Серебряников вновь пустил мяч по привычному маршруту. На передачу мигом откликнулся примчавшийся из тыла на передовую Турянчик. У польских ворот возникла ожившая картина Репина "Не ждали". Турянчик на глазах у растерявшихся, застывших на миг защитников взмыл во весь свой прекрасный рост и головой технично положил мяч в ворота Костки. До конца тайма - восемь минут, дотерпеть бы, а во втором исполнить номер на бис, и ты в четвертьфинале. Мечтать не вредно.
Минуты не хватило. Опять, как и в Киеве, сработал дуэт Любаньски - Шолтысик. Сместившись на фланг, форвард продемонстрировал спринтерский бег, отменный дриблинг и способность видеть затылком. Заметив открывшегося в центре партнера, без промедления поделился с ним добычей. Передача удобная, на бендеровском блюдечке. Шолтысик изготовился. И Банников к приему готов. На поле, как и на сцене, важно умение держать паузу. В футболе, в отличие от театра, длится она доли секунды. Шолтысик выдержал нужную и, когда у вратаря дрогнули нервы, подал "реплику" - 1:1.

"ИХ ТАКТИКА БЫЛА ШАБЛОННА"

Все равно нужен гол. После перерыва встреча продолжилась взаимными атаками. Костка взял мяч в ногах у прорвавшегося Бышовца, а Банников после слалома Любаньски и прицельного удара вытащил кожаный шар из верхнего угла. Гости всерьез взялись за дело. Все по науке: овладели территорией, оттеснили соперника, прижали к воротам. Ребята старались, сил не жалели. Не много, однако, их оставалось. Создать что-то путное поляки не позволили. Глаза у них горели, ноги несли ("Гурник" вышел на пик формы), на владеющих мячом динамовцев бросались по два, а то и по три футболиста. И грязными приемами, когда необходимость возникала, не брезговали. Благо "близорукий" Бострем очки где-то посеял. 1:1. Ничья равносильна проигрышу.

В целом преимущество было на нашей стороне, а моментов больше создали поляки. По киевским воротам пробили 19 раз: 8 - в створ, 2 - в штангу, 9 - мимо. Цифры киевлян скромнее: 14 (6+0+8). Игра победителей "Селтика" не впечатлила хозяев. Тренер "Гурника" Геза Калочаи: "Киевляне показали в Хожуве класс игры выше, нежели на своем поле. Но их тактика была слишком прямолинейна и шаблонна, не хватало ей гибкости и футбольного мышления".

Катовицкий "Спорт" (от 30 ноября): "Динамовцы на протяжении 90 минут не могли создать более трех-четырех голевых моментов как в Киеве, так и в Хожуве… Очень легко было расшифровывать замыслы нападающих. Схема их действий оказалась настолько простой, что они почти не угрожали воротам Костки".

"ВАШЕ СЧАСТЬЕ, ЧТО ВЫ ПРОИГРАЛИ"

Настало время рассказать о бурных событиях во время и после игры на стадионе "Шленск". Советские центральные и спортивные издания ничего, кроме самого матча, не заметили. Некоторые киевские газеты чуть приподняли информационный "железный занавес", поведав о "плохой организации матча". Только через тридцать лет, в 1997 году, киевский журналист Игорь Заседа (его командировала на игру "Рабочая газета") рассказал о грандиозном скандале, тщательно в стране скрываемом, на страницах "Футбола Украины".

"Не прошло и половины тайма, еще не был открыт счет, как взорвался первый динамитный снаряд, запущенный кем-то из зрителей в сторону скамьи, где сидели Маслов и запасные игроки "Динамо". Взрыв был неожиданным - у кого-то из футболистов сбило с головы шапку, Маслову забрызгало грязным снегом спину. Полицейские не прореагировали на фугас, не бросились на трибуны, а лишь поспешно отступили назад - подальше от скамьи с динамовцами. Вскоре взрывы гремели почти ежеминутно. Один снаряд попал под колесо "скорой помощи", и она встала на дыбы.

Атмосфера накалялась с каждой минутой: пустые бутылки градом летели с трибун, некоторые долетали до поля, и футболисты отбрасывали их на дорожку. Рев тысяч глоток стал таким мощным, что болели барабанные перепонки. Мы жались к воротам Банникова, сюда же перекочевали запасные игроки, и лишь Маслов мужественно сидел на своем месте, демонстрируя презрение к взрывам, уже по-настоящему, как дробью, пробившим его куртку. Только толстый нейлон спас тренера от более серьезных последствий. Судьи растерялись, а вернее, были просто потрясены происходящим и практически не реагировали на откровенно грубую силовую игру хозяев поля. Они были действительно напуганы злостью футбольных фанатов и бездеятельностью полиции…

Как только прозвучала сирена, поле заполнили тысячи людей, сразу же захвативших футболистов. Возбужденные пьяные здоровилы принялись налево и направо бить наших ребят… Леонид Островский, очевидно, возбужденный игрой и удрученный неудачей, дал кому-то сдачи и… ему пришлось прорываться с поля едва не ползком. Досталось и другим динамовцам, но они сдержались, не отвечали на угрозы и пинки: с толпой шутки плохи. С большими трудностями нам все же удалось собраться в раздевалке. Встревоженный полицейский чин, не скрывая своего волнения, сказал, что в ближайшее время нечего и думать выехать со стадиона, и добавил: "Ваше счастье, что вы проиграли… А если бы выиграли…"

Маслов негодовал, его слова и сегодня нельзя привести на страницах газет… Лишь через полтора часа, окруженный полицейскими на мотоциклах, наш автобус выехал в Катовице. На ужин в гостиничном ресторане (Маслов категорически отказался принимать участие в официальном банкете) прибыл специальный посланник первого секретаря воеводского комитета ПОРП. От имени Герека он извинился и сообщил, что польское руководство огорчено случившимся с командой из братской Советской Украины, и пригласил всех на неделю в высокие Татры на отдых. Маслов категорически отклонил все извинения и предложения".

При таких печальных обстоятельствах мы прощаемся с нашим чемпионом. Все внимание - "Торпедо". Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий