Утренний поезд, скоростная “Ласточка”, выехавший в семь утра из Ростова, в десять подъезжал к Краснодару. Из российского футбольно-стадионного прошлого - в будущее. С ветхого “Олимпа-2”, где накануне мерз, но выигрывал у “Ростова” “Атлетико” Диего Симеоне, - на невероятную “Арену Краснодар”, на которую и снаружи-то не налюбуешься, а уж внутри...
Но до этого мне предстояло прожить еще полдня. Потому что и так-то микроскопические надежды на неформальную экскурсию - кто будет этим заниматься в день игры? - растаяли после общения с давними знакомыми из пресс-службы “быков”. Все под контролем УЕФА, мышь не проскочит. Ладно, оно, может, и правильно - впервые увидеть суперарену уже в игровых условиях. А экскурсия подождет.
Приехал бы, конечно, и раньше, на сборную с Коста-Рикой - да был еще за океаном после хоккейного Кубка мира. Но матч, конечно, смотрел, и картинка даже с телеэкрана кружила голову. Господи, что же это вживую? Упустить шанс посмотреть на то, как там первый раз играют его истинные хозяева, было решительно невозможно. А пока за каких-то пару минут до краснодарского вокзала - символичная картинка из прошлого. Та самая желто-зеленая арена “Кубани”, где “Краснодар” играл до недавних пор. Прямо из вагона видна одна из трибун - ярко раскрашенная, но какая-то сиротливая. Теперь для южного города это - уровень ФНЛ.
...А ведь иногда, оказывается, хорошо, когда wi-fi в гостиничном номере не работает. Выходишь в спортивном костюме на ресепшен поругаться - а оказываешься в центре общения.
Разговор первый. Собеседник только что был у стадиона. В продажу выбросили последнюю, тысячи две, партию не раскупленных - точнее, сохраненных именно на день игры - билетов. Категория VIP стоит в кассах две с половиной тысячи. Ровно за столько же обретающиеся рядом спекулянты “загоняют” обычные билеты. Сомнений в том, что будет аншлаг, никаких.
Разговор второй. Группа парней, занимающихся строительным бизнесом, прямо в день игры прилетела из Москвы. Среди них, что мне было приятно, - племянник прекрасного спортивного журналиста Павла Васильева. Нет, они не болельщики “Краснодара”. Просто прилетели посмотреть на стадион. Из столицы, а? При этом заранее не приобрели билетов - до матча оставалось часа четыре, и на стадион они, едва заселившиеся в гостиницу, только собирались. Надеюсь, попали.
Разговор третий. Едва москвичи убыли на стадион, как заселяться прибыли астраханцы. Езды из арбузного края в Краснодар - часов десять без пробок, и с тех пор, как сюда на регулярной основе прибыли еврокубки, для них стало доброй традицией раз в год совершать марш-бросок. Были на “Эвертоне”, видели “Боруссию” из Дортмунда. Теперь вот - “Шальке”. Хотя нет - что такое “Шальке” по сравнению со Стадионом ?
Они назвали себя счастливчиками - купили-таки дешевые билеты на закруглении. Сначала за ними в длиннющей, нескончаемой очереди стоял их здешний знакомый. Лил дождь, дул ветер. В один момент знакомый “сдулся”. Эстафета перешла к малознакомой женщине, которая и на футбол-то сама не собиралась. Всего очередь шла - три дня. “Спасибо этой героической женщине!”, - восклицали мои собеседники. И счастливо улыбались в предвкушении того, что они не видели еще никогда.
По пути на стадион - Ее Величество Пробка. Мне-то еще повезло - благоразумно поселился недалеко от стадиона и при желании за 30-40 минут мог бы дойти и пешком. Но худо-бедно доехал, хотя заказанной при помощи спецприложения машины ждал вместо обещанных шести минут - полчаса. Как раз из-за трафика, парализовавшего весь пристадионный район. Надо заметить - не самый очаровательный. Так что на сто процентов прав Сергей Галицкий : стадион должен стать новой точкой притяжения в городе. За чем-то еще сюда вряд ли специально поедут. Хотя проезжать насквозь тут приходится многим: район расположен между центром и несколькими “спальниками”. Лет пять назад тут еще было чистое поле...
Таксист задается вопросом, сколько же нужно стюардов, чтобы обслуживать на матчах такую махину, и делится деталями. Люди, мол, рассказывают, что до стадионной парковки почти никто не доезжает - предпочитают на халяву бросить машину в каком-нибудь из соседних дворов. Да, нашего человека ни задушишь, ни убьешь. Кто-то ругается, что из-за стадиона домой свободно не может проехать...
Не готов разделить их печаль. Зато целиком и полностью поддерживаю таксиста в его одобрении действий Галицкого по поводу семечек. Звучит она в характерной, народной форме. “Студенты тут жаловались. Но они же не думают, что зас...т весь стадион - а кто его, большой такой, подметать будет? А вообще городу стыдно должно быть, что не он, а один человек все это на собственные деньги построил. Что ему теперь, и все детские дома, больницы, школы строить ?”
Впрочем, тут, как сказал бы по совсем другому поводу Сергей Довлатов, открывается широкая, волнующая тема. К первому матчу “Краснодара” на своем стадионе отношения не имеющая. Отложим на другой раз. И вот он - подсвеченный Колизей. И мерцающие огни парка, разбитого перед ним. Сказать, что захватывает дух, - не сказать ничего. Поверить, что это - российская периферия, невозможно. Ильф и Петров сказали бы: “Как в лучших домах Филадельфии”.
А внутри - еще сказочнее. Такого опоясывающего всю арену, волнообразного, 360-градусного электронного табло я не видел еще нигде и никогда - хотя уж кое-что повидал. А уж не привыкшие к мировым аренам люди, увидев это, казалось, от культурного шока не заговорят уже никогда. И те из них (а их было немало), кто по старой привычке позволил себе прийти на стадион в спортивном костюме, в следующий раз выберут что-нибудь понаряднее. Потому что это - театр. А в театр, если себя уважаешь, в трениках не пойдешь.
Журналисты тоже чувствуют здесь себя уважаемыми людьми - нигде в России (зато в Европе - везде) нас и близко так не кормят, как на новой краснодарской арене. А вот пройти с кофе на трибуну не позволяют ни болельщикам, ни представителям прессы - см. пункт “семечки”. Хотя, учитывая, что на дворе прохладно, это, наверное, уже все-таки перебор.
В том, что аншлаг действительно случится, в первой половине тайма были сомнения: трибуны заполнялись равномерно, но не быстро. Виной тому и пробки, и то, что нашему человеку свойственно приходить на стадион в последнюю минуту. А стюарды на 16 входах с турникетами с таким единовременным наплывом публики справиться не могли. В итоге полная “коробочка” оказалась только к исходу получаса. Но главное - оказалась ! 33550 зрителей - столько пришло на домашний дебют “быков”.
У меня полное ощущение, что игроки “Краснодара” - как и недавно сборной России - в первом тайме больше заглядывались на окружающую их красотищу, чем думали об игре. Блеск арены их отвлекал - в отличие от немцев, у которых в Гельзенкирхене есть такая же роскошь, и они к ней давно привыкли. Он, этот блеск, не отвлек и недавно перебравшегося из Андалусии в Германию Евгения Коноплянку: как же смачно мяч лег украинцу под правую на 11-й минуте после штрафного и скидки Настасьича! Сблокировать удар никто не успел, а у Крицюка не было ни шанса. Сетка новой арены впервые затрепетала на клубном уровне. Жаль, за спиной голкипера “Краснодара”...
К тому моменту один Макс Майер, очередной немецкий суперталант, мог забить два-три раза, а тот же Крицюк вытащил его удар в касание с линии вратарской совершенно немыслимым образом. Но в целом то преимущество, которое было у смешанного состава “Шальке”, удручало. Уж, казалось бы, дебют стадиона сам собой должен понести хозяев вперед. Ничего подобного - если до перерыва мяч и доползал до ворот немцев, то еле катящимся. Рев трибун с великолепной акустикой: “Вперед, “быки”!” и “Крас-но-дар!” ничуть не помогал. И, бог ты мой, как же не хватало Смолова.
Помочь призваны были джокеры - Газинский, Лаборде и Мамаев. Последний появился впервые после травмы, и, думаю, с учетом известных событий сам был в шоке от того, как стадион проревел его фамилию. Как, впрочем, и всех остальных игроков хозяев. Этот рев говорил: может, люди и пришли полюбоваться на стадион - но и на саму команду в не меньшей степени. И случайных прохожих тут нет.
На последних минутах народ устроил новую красотищу, подсмотренную на других стадионах: все разом зажгли огоньки на своих мобильниках. Если рассматривать эту акцию не как искусство ради искусства, а как способ дополнительного вдохновения для кумиров, - то, увы, не помогло. На 90-й минуте Лаборде уже посадил на “пятую точку” Налду, но удар с левой оказался слишком слаб. Гол Коноплянки так и остался единственным. Что, впрочем, после двух предыдущих побед по шансам “быков” на выход из группы пока не бьет.
Свиста после матча почти не было - напротив, активные болельщики кричали: “Верим в команду!” Спустя минут десять арена была абсолютно пуста - как в тех самых “лучших домах”. Разве что болельщиков “Шальке” задержали аж на 20 минут - по нашим меркам, они тоже ушли сразу.
А в воскресенье стадион дебютирует в РФПЛ. “Краснодар” примет “Амкар” - не самую, мягко говоря, податливую в обороне команду. Смогут ли “быки” хотя бы тогда расколдовать здесь чужие ворота? Обстановка-то способствует, и еще как. Победы, и очень большие, к “Краснодару” в “Колизее” обязательно придут. Надо только потерпеть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий