Под занавес апреля в оренбургской филармонии состоялся
не совсем обычный концерт, на первый взгляд,
вполне обычного французского музыканта.
Поначалу нам всем так казалось, что он обычный. Ведь мы не знали его абсолютно и думали: ну отыграет чувак банальную программу классической гитары, и дело с концом. К тому же голод на подобную музыку ощущается в наших краях всё сильнее. Последний раз, как мне помнится, гитарист мирового уровня Франсис Гойя был в Оренбурге почти 7 лет назад, и тоже в филармонии. Но, к счастью, Филипп Вилла, как и Ф.Гойя, не играет банально и просто. Причём он и не композитор вовсе, а только исполнитель, но данное обстоятельство не умаляет заслуг музыканта. Переложение для гитары музыки Баха, компановка поппури на темы классиков и современных композиторов, - всё это стоит большого таланта, и никто этого не оспаривает.
Филипп начал первое отделение концерта с кантаты Баха. Публика аплодировала, но пока не очень громко. Надо ещё учесть, что выступление проходило в камерном зале, где всего-то 200 мест. В руках музыканта была акустическая 6-струнка, усиленная для эфира с помощью микрофона. Техника игры, естественно, была безупречной, да разве ж может быть иначе? В каком бы месте ни выступает Филипп – в столицах или провинциях Европы или Азии, он подходит к концерту крайне серьёзно. Халтура или формальный подход к делу (что, увы, не редкость и в нашей филармонии) просто исключены из обихода современного французского трубадура. А наша страна, так это вообще отдельная тема в жизни и творчестве гитариста: «Приехав в Россию, я нашёл себя, на сцене я по-настоящему счастлив. Самое важное для меня – публика, а не где мы с ней встречаемся – в огромном столичном зале или небольшом деревенском клубе…»
И со сцены звучали его устные признания в любви к России, к нашему народу, к русскому языку, - и всё это на… нашем родном русском! Вилла более-менее может объясняться по-русски на разговорном уровне, ну а для нас, зрителей, большего и не надо. А он ещё постоянно извиняется за не очень хороший русский. Концерт, тем временем, продолжался по нарастающей. Как у любого акустического гитариста, у Филиппа особая симпатия к музыке фламенко и барокко. Он не только блестяще исполнил композицию “Recuerdos de la Alhambra” испанского композитора Франсиско Таррега, но и прокомментировал авторское содержание. Оказывается, в конце XIX века в барселонском театре “Alhambra” Ф.Таррега ставил музыкальную пьесу, которая имела ещё и второе название: «Славянский концерт». А мы раньше удивлялись: отчего же так проступает славянская мелодика в этом «Воспоминании об Альгамбре» ?
28.04.2017. Оренбург. Филипп Вилла. Малый зал Филармонии. |
Необычным сюрпризом было исполнение “Fantaisie…” из репертуара композитора с весьма интригующими инициалами. Ещё в антракте, когда люди раскупали последние CD Филиппа Вилла, то не могли не заметить имя автора первых треков: Napoleon Coste. И немало были удивлены (включая меня), а кто же он, неужели родственник Бонапарта? Нет, всё гораздо скромнее. Наполеон Кост являлся известным французским гитаристом и композитором XIX столетия, а имя ему дал отец, который служил в наполеоновской армии. Все мы бываем убеждены, что классика исчерпалась, новых имён ведь нет. Однако по случаю, откапываем столько всего неизведанного из старых арсеналов, что в итоге это становится новым и приятным открытием.
А диски, кстати, были раскуплены до последнего. Это 4-й и крайний альбом Ф.Вилла под названием “Guitar Recital”. «А ещё есть?» - жадно спрашивали зрители. Администратор прошла к Филиппу за кулисы, но оказалось, что уже всё, ребята, обломитесь: n’existais plus.
Во втором отделении Вилла продолжал исполнять испанские и аргентинские баллады композиторов: Агустина Барриоса Мангоре и Хорхе Кардосо. Также исполнил фантазии на тему осени из репертуара своего российского друга Сергея Руднева. А были ещё поппури на темы песен известных наших композиторов и русского фольклора. Аплодисменты с каждым разом усиливались, долго не смолкая, несмотря на камерность зала. Под занавес прозвучала многоступенчатая аргентинская сюита со всеми анданте и аллегро, а также традиционными samba и milonga. И от такой виртуозности игры (казалось бы, всего 6 струн и 7 нот, да как же можно?) мы поражались ещё больше.
После последних оваций и долгого раскланивания артиста со сцены, оказывается, ничего ещё не закончилось. По крайней мере, для самого Филиппа. Мужика вытащили из-за кулис (только вежливо, конечно), причём без всякого участия администратора. - А как насчёт автографа? – неуверенно спросил один зритель, держа компакт-диск в руке. – Да, да, конечно! – улыбаясь, ответил Вилла. Выстроилась очередь за раздачей автографов. Параллельно идут расспросы понемногу и обо всём. Наш зритель, наверное, самый любопытный и самый любознательный во всём мире: вы откудова, как там у себя живёте-можете, что вдруг вас занесло в нашу глухомань?, и т.д. и т.п.
Филипп добросовестно и подробно отвечал, что родился и живёт в городе Ля-Рошель. Это запад Франции, Атлантика, чудесное место с хорошим климатом. А в нашем Новосибирске однажды зимой он чуть дуба не дал, думая, что на Северном полюсе и то теплее. Но в России выступать уже привык и без неё будет некомфортно. Расспрашивали гитариста и о политических пристрастиях: - Вы за Макрона или за Ле Пен? – Не за этих, не за тех, я голосовал за Меланшона, - честно признавался Ф.Вилла. Оказывается, он человек левых взглядов, что ещё больше подкупало нас, провинциалов. Да и он такой же, как и мы, ведь тоже не парижанин.
“Grand merci, Philippe!” – говорили мы, пожимая ему руку на прощание. – Это вам спасибо, что пришли, - скромничал Вилла. Все остались жутко довольны: и артист, и публика. А полюбившие нового кумира зрители, уже затем в интернете наткнулись на цитату: «Я хотел бы оказаться в эпохе барокко. Мне кажется, что я родился не в то время». Но нам кажется – в самое то! А то ведь, пожалуй, во времена Пугачёва или Пушкина он бы до нас со своей шестиструнной подругой вряд ли бы вообще добрался.
Комментариев нет:
Отправить комментарий