Если уместно задать вопрос : кто является самым ирландским ирландцем в мире, то для многих из нас ответ очевиден – Крис Де Бург. Ну в самом деле, у кого ещё из музыкантов мирового уровня всё творчество так пронизано кельтским мелодизмом? И ведь Крис никогда не занимался стилизацией фольклора, не уходил в экспериментаторство с фолк-роком как Ричи Блэкмор, а всё равно национальный колорит в его песнях кругом сквозит и дует. В этом весь Де Бург со своим музыкальным кредо, своим стилем и почерком, отличным от англо-саксонского мейнстрима. Критики условно отнесли его творчество к софт-року, такому обобщённому термину касательно рок-мелодистов.
Потомственный аристократ Крис (приставка De к фамилии могла быть только у дворян) должен был заняться в жизни чем угодно, но всё же не музыкой. Как-то не престижно это было в высоких кругах, что-то вроде скомороха. Тем не менее, классическое образование с детства было обязательным, а в музыке так и в прямом смысле. Маленький Крис ценил классику и разбирался в ней, с лёгкостью освоив рояль и церковный орган. А в 15 лет, услышав американского барда Боба Дилана, смело решил взяться за гитару. Хотя здесь немного перевешивал романтический резон, - хотелось нравиться девушкам. «На вечеринках у играющих на гитаре было преимущество», - вспоминал Крис позднее. Вспомним и мы, как нашего героя мировая критика называла «шансонье восьмидесятых», подчёркивая его уникальность в мире шоу-бизнеса. Тексты песен лёгких жанров к тому времени утратили не то чтобы серьёзную поэзию, но, как казалось, вообще здравый смысл. Песни Дилана заставили сперва тинейджера, а потом уже ирландского юношу задуматься над созданием новой авторской песни, приподняв её из традиционной баллады под гитару на новый уровень с широчайшей полифонией. Всё это блестяще удалось, но, разумеется, не сразу.
Опять же, вспоминая золотые 80-е, заметим, что большинство из нас определяет Криса Де Бурга как популярнейшего балладного сингера, отметившегося незабвенным хитом “The Lady in Red”(1986). Этот трогательный медляк стал визитной карточкой исполнителя для многих меломанов. «Леди в красном» у нас шагнула особенно помпезно, заслонив остальные шедевры выдающегося музыканта. Кажется, что только давние и преданные поклонники Криса могут справедливо и объективно подытожить творчество своего кумира и доказать, что не может всё затмить эта уникальная «леди», когда есть ещё десятки ломовых хитов ничем не хуже, а где-то и получше. И докажут, и назовут все, начиная с “Lonely Sky”(1975), и с ними не поспоришь. А я бы мог добавить для сравнения: вот если взять и сосчитать количество проходных вещей во всех альбомах Де Бурга, то в итоге, их будет меньше чем даже у Стинга или Маккартни! Да если честно говорить, многие британские мэтры софт-рока: Элтон Джон, Род Стюарт, Клифф Ричард являются уже вчерашними, а то и позавчерашними звёздами.
А представьте, как тяжело было пробиться ирландцам в музыкальную элиту первого эшелона Великобритании. Ведь чопорные англичане долгое время считали кельтов второсортными. Это сейчас команда “U2” популярнее многих британских групп вместе взятых, а танцевальный проект “Riverdance” не имеет себе равных в мире. А в былые времена, чтобы попасть в хит-парады Англии, должно было произойти, наверное, чудо. Такое вот miracle для Криса случилось в 1982 году с выходом диска “The Getaway”, сингл с которого «Don’t Pay the Ferryman” взорвал британские чарты. Вскоре настал черёд и штатов. В середине 80-х случится явление, которое американцы назовут irish invasion (ирландское вторжение). Правда Криса там поначалу отметили скромно, - его песни попали в фильм «Деловая женщина» с Сигурни Уивер в главной роли.
Есть в репертуаре нашего ирландца и песни с русской тематикой: “Moonlight and Vodka”(1984), “Natasha Dance”(1999), “Leningrad”(2006). Поэтому фразу про нашего ирландца я употребляю без кавычек, ведь не надо долго и нудно объяснять в чём сходство славянской и кельтской души, когда всё всем ясно и так. И для многих из нас, не владеющих в совершенстве английским, порой кажется всё понятным без перевода. Действительно, слушая “A Rainy Night in Paris”(1977) мы тут же представляем вечерний Париж с дождливой прохладой; вникая в эпическую балладу “Crusader”(1979) рисуем в воображении походы крестоносцев и поверженный Иерусалим; ну а под “Moonlight and Vodka” видим уже самого Криса, расслабляющегося в московском ресторане за водочкой и икоркой.
На сегодняшний день фортуна музыканта вкупе со статистикой радуют нас такими круглыми цифрами: 20 номерных альбомов, 40 лет профессиональной карьеры, 45 миллионов проданных пластинок. И новый альбом “The Hands of Man” вполне оправдал ожидания фанатов – их кумир не сдулся, не споткнулся. Мягкий софт теперь сочетается с элементами симфонизма. Это наблюдаем уже с первых аккордов «Ладоней человечества»(“The Hands of Man”), возглавивших треклист и озаглавивших альбом. (Интересно, скрыта ли здесь аллюзия на скульптуру Родена?) Но это никоим образом не симфо-рок, это всегда что-то сугубо индивидуальное – «крисовское». Как обычно (и новый диск не исключение) присутствуют: кельтский дух средневековья – “The Ghost of Old King Richard”; сентиментальные проникновенные баллады – “Through These eyes”, “Empty Rooms”; есть великолепная инструментальная пьеса “Meridiem”, по своему названию разделяющая всю концепцию проекта надвое. А когда слушаем клавиши фоно в этой пьесе, или акустическую гитару в других композициях, то интуитивно начинаем догадываться: наверняка играет сам автор, ну кто ж ещё так сможет? Раскрываем буклет CD – точно!, и здесь читаем: Chris de Burgh – vocals, piano and guitars. Кроме того, его же аранжировки и продюсирование.
Счастливчики, сумевшие приобрести лимитированное издание нового альбома с DVD – приложением, могут лицезреть концерт в Ливерпуле и 3 добротных клипа, из которых больше всего просмотров в интернете набрал “Big City Sundays”. Сейчас Крис завершает большое европейское турне : Великобритания – Швейцария – Германия – Нидерланды. А в октябре в Кёльне состоится специальный концерт – “One More Goodbye”. Пусть такое название («Ещё раз до свидания») никого не пугает, это всего лишь название заключительной песни последнего диска. Аристократ духа и чародей ирландской музыки Крис Де Бург не собирается покидать сцену. Ему ещё придётся в недалёком будущем отмечать полувековой юбилей жизни на сцене, и не исключено, что где-нибудь у нас.
Абрамович Николай, Оренбург 2015
Комментариев нет:
Отправить комментарий