2 июля 2019 г.

Программка к финальному матчу Кубка Кубков : Динамо Москва - Глазго Рейнджерс Шотландия 24.05.1972


"Матч продолжается 90 минут, и только когда истечет последняя, мы будем знать его результат", - так отвечал на вопросы корреспондентов о предполагаемом исходе финала розыгрыша Кубка обладателей кубков европейских стран один из лучших шотландских форвардов Вилли Джонстон. Он был прав. В футболе до самой последней секунды нельзя быть уверенным в окончательном результате. Только когда матч закончится, и если он проведен в нормальных условиях, можно узнать победителя. К сожалению, финал Кубка кубков оказался из того сорта поединков, которые давно уже вызывают тревогу в Европе. Бесчинства и хулиганское поведение шотландских болельщиков не только сорвали церемонию награждения, но и непосредственно повлияли на весь ход игры.


«Три нашествия шотландцев на поле в ходе финала Кубка кубков, - отмечает испанский журналист Эмилио Мойя,- придали скандальную окраску этому матчу, от которого многого ждали». Когда в Барселону в канун финала стали прибывать шотландские болельщики, их нашествие было воспринято местными властями с опаской, тем более что серия инцидентов, связанных с выходками некоторых пьяных поклонников «Рейнджерса», потребовала вмешательства полиции. Однако, как сообщает представитель барселонской полиции, она даже представить не могла, во что выльется «шотландская оккупация Барселоны».


Во что она вылилась, стало ясно во время матча. После того как шотландцы забили первый гол, около полутора тысяч болельщиков высыпали на поле, едва не сорвав матч в самые начальные минуты. Полиция сумела их вытеснить с площадки, однако психическое воздействие, как отмечает обозреватель ЮПИ, этот рейд, конечно, имел. Агентство ЮПИ считает, что ситуация во многом напоминала ту, что произошла ранее в ходе розыгрыша Кубка европейских чемпионов, когда болельщики западногерманского клуба «Боруссия» во время матча с «Интером» на своем поле оказывали прямое психологическое, а потом и физическое давление на итальянских футболистов. Тогда банкой, брошенной с трибун, был травмирован форвард «Интера» Бонисенья, и он вынужден был покинуть поле на носилках. Скандальный инцидент в том матче явился поводом для протеста и последующей переигровки, в итоге которой борьбу в Кубке чемпионов продолжил «Интер».

Нечто подобное, но при гораздо более угнетающих обстоятельствах, произошло ив Барселоне. Когда за четыре минуты до конца матча около двух тысяч болельщиков «Рейнджерса» вновь, во второй раз, оккупировали поле, большинство из них вело себя развязно и одни из хулиганов ударил по голове бутылкой полузащитника «Динамо» Иожефа Сабо. "Матч проходил в ненор-мальных условиях, - подчеркнул тренер, команды «Динамо» К. Бесков в беседе с мадридским корреспондентом ТАСС М. Артюшенковым. - Многие из двадцати тысяч шотландских болельщиков неоднократно выбегали на поле, мешали нормальному ходу игры, оказывали психологическое давление на динамовцев, что, естественно, повлияло на ход встречи в первом тайме. Особенно безобразным было поведение зрителей в конце второго тайма, когда наша команда имела явное превосходство и все шансы да успех." Игра еще не закончилась, а тысячи шотландцев ворвались на поле, забросали бутылками советских игроков и испанских полицейских. Все поле оказалось усыпанным стеклом от разбитых бутылок, удары были нанесены не только Сабо, но и многим нашим футболистам, а также полицейским.


Московские динамовцы опротестовали результат финального поединка. Этот протест должен быть, рассмотрен Европейским союзом футбольных ассоциаций. Испанская печать отмечает, что, нашествие хулиганов на поле и их бесчинства исказили не только спортивный результат встречи, но и привели к тяжелым последствиям. По предварительным данным, сообщенным полицией, один человек погиб, 97 зрителей и 8 полицейских, получивших тяжелые травмы, госпитализированы, еще 51 человек после оказания медицинской помощи был отпущен. Жертвы были итогом столкновений между испанской полицией и шотландскими болельщиками.

Испанская федерация футбола запретила продажу спиртных напитков на стадионе, тем не менее после окончания встречи работники собрали на поле около двух тысяч пустых бутылок. Полиция арестовала 8 наиболее буйствовавших хулиганов. Испанская печать выражает возмущение скандальным поведением шотландских болельщиков. Она отмечает, что и в городе «гости» вели себя безобразно. Предварительно ущерб, причиненный футбольными туристами, оценивается в несколько миллионов песет. Шотландцы сломали пять барьеров на стадионе, разгромили несколько закусочных в его окрестностях и нанесли материальный ущерб гостинице барселонского пригорода Калелла де ла Коста, где они остановились. Испанская газета «Марка» подчеркивает, что, хулиганское поведение зрителей явилось причиной того, что в конце матча президент Европейского союза футбольных ассоциаций Видеркер и ряд членов этой организации вынуждены были укрыться в раздевалке.

Католическая газета «Йа» сообщает, что согласно предварительным подсчетам ущерб, причиненный барселонскому стадиону, оценивается в два миллиона песет. Поломаны стулья и кресла. На стадионе найдены несколько десятков цепей, железных прутьев, бритв, которые разъяренные, пьяные болельщики клуба «Рейнджерс» пустили в ход против полицей-ских. Обозреватели подчеркивают, что виновны в срыве финального поединка не только местные полицейские, которые не смогли обеспечить порядок на поле. Арбитр встречи Мендибил слишком вольно трактовал существующие правила проведения матчей европей-ского турнира. В случае нашествия болельщиков на поле арбитр имел право остановить игру, но, как подчеркивает корреспондент ЮПИ, «судья Мендибил избрал другой способ: он терпеливо ожидал, пока хулиганы покинут площадку. А затем приказал игрокам доигрывать оставшиеся четыре минуты. Между тем как раз перед этим «Рейнджерс» пропустил второй мяч и, изнемогая под беспрестанными атаками динамовцев, готов был капитулировать. Нашествие болельщиков выбило динамовцев из штурмового ритма и предоставило шотландцам столь спасительную паузу, чтобы перевести, дух и прийти в себя».

Кстати, об этом же напомнил тренер московских динамовцев Бесков, отвечая на вопросы корреспондентов. Бесков сказал, что нашествие болельщиков разрушило игру и помешало ритму динамовского наступления. Он напомнил, что чуть ранее динамовцы забили второй гол и были близки к тому, чтобы сравнят счет. «Это был решающий момент, - подчеркнул Бесков, - наши футболисты были выбиты из колеи, а шотландцы получили моральную поддержку и время для передышки». На вопрос корреспондентов о возможной переигровке тренер динамовцев Бесков сообщил, что команда в принципе не возражает против того, чтобы провести повторный финал в Барселоне, если, разумеется будут даны гарантии, что игра пройдет нормально, без вмешательства болельщиков.

Итак, Европейский союз футбольных ассоциаций снова столкнулся со случаем футбольного вандализма бесчинствующих болельщиков, по существу сорвавших финал Кубка кубков, который транслировался по телевидению, во все страны Европы. Динамовцы справедливо опротестовали этот матч. Справедливо потому, что в нем были нарушены, и неоднократно, те самые принципы, которые давно официально отстаиваются Европейским союзом футбольных ассоциаций.


Заключительный матч. Рассчитывать на помощь жребия в выборе соперника уже не приходилось, определился он в ходе естественного отбора - шотландский “Рейнджерс” из Глазго. Путь к финалу не был устлан розами - последовательно убрал с дороги французский “Ренн”, португальский “Спортинг”, итальянский “Торино” и мюнхенскую “Баварию” (1:1 и 2:0) с Майером, Брайтнером, Беккенбауэром, Шварценбекком, Хенессом, Гердом Мюллером. Спустя два неполных месяца эти звездные парни с блеском выиграют чемпионат Европы.

Как только стало известно имя соперника, связались с Уильямом Уодделлом, главным тренером. Оказалось, с “Динамо” и его наставником, Константином Бесковым, в 45-м, во время визита москвичей в Великобританию, встречался на поле : играл на правом краю атаки. Через три недели после телефонного знакомства мистер Уильямс прибыл в Москву с разведывательными целями - посмотреть оппонента в календарном матче с “Кайратом”. Выглядел оппонент неважно, не впечатлил. Гость этого не скрывал. Его собственные проблемы тревожили : опасался, что после недавно завершившегося трудного сезона футболисты не смогут восстановиться физически. Зная об атакующем стиле “Динамо”, предрек: “Значит, будет футбол открытый, без того оборонительного мусора, который скрипит в последние годы у всех на зубах” (“Советский спорт” от 19 мая).

А Бескову не довелось воочию наблюдать за игрой шотландцев. Раздражение Константин Иванович выплеснул на следующий день на страницы той же газеты: “Не могу умолчать о тех трудностях, которые одолеть до конца не смогли. Трудности эти организационного плана. Мне, например, так и не представилась возможность посмотреть игру нашего соперника… Готовиться против него пришлось вслепую, на ощупь”. Без комментариев ...

РЕБЯТА УПРЕКА НЕ ЗАСЛУЖИЛИ

“Рейнджеры” на протяжении первого тайма чувствовали себя на нейтральном поле барселонского стадиона хозяевами. Стин и Джонстон до перерыва забили два гола. На 52-й минуте тот же Джонстон сделал счет крупным и, как тогда казалось, для нас безнадежным. Что случилось ? Обозреватель еженедельника, не пожелавший обнародовать свое имя, справедливо отмечал: динамовцы отказались от наступательных действий и предпочли сыграть в пассивный футбол. В стартовый состав тренер включил, не считая вратаря, шесть номинальных защитников. Двое нападающих не получали должной поддержки, командная игра расстроилась.

Только после третьего пропущенного гола произошла перестройка : в игру вступили еще два форварда: Эштреков на 57-й минуте заменил хава Якубика, а на 68-й (почему так поздно?) Гершкович - защитника Долбоносова. Они (особенно Гершкович) внесли перелом, игрой полностью овладела наша команда. Шотландцы либо заранее уверовали в легкую победу, либо физически, чего опасался тренер, подсели. Через три минуты после выхода на поле забил Эштреков. “Динамо”-машину не остановить. С появлением Гершковича артобстрел усилился. Не попадает в цель Эштреков, Маховиков обвел вратаря и упустил мяч. Завязав комбинацию, Гершкович сам ее и завершил - мяч пролетел в сантиметрах от верхнего угла. Еще два выстрела Михаила в невероятных бросках парировал Маклой. Еврюжихин пробил мимо вратаря, защитник выбил мяч с ленточки. Бьют Сабо, Басалаев. Гершкович зрячим, умным пасом вывел в штрафную Еврюжихина, тот упустил момент. Наконец, Гершкович (безусловно, лучший игрок встречи, хотя сыграл полтайма) снабдил точным пасом Маховикова. Мощный удар под перекладину - 2:3. Шла 86-я минута.

Шотландцы задергались, занервничали, нарушили правила. Испанский арбитр Ортиз де Мендибил остановил игру и назначил штрафной. Решив, что свисток дан на окончание матча, около двух тысяч в изрядном подпитии фанатов высыпали на поле и полонили футболистов. Необузданная, агрессивная братва бесчинствовала - тискала своих, пинала и сдирала майки с чужих… Игра через некоторое время продолжилась, но атакующий порыв динамовцев иссяк. Мы проиграли. Ребята не заслужили упрека - в безнадежной, казалось, ситуации продолжали бороться и едва не спасли игру. Искать виновного, обсуждать состав и тактическую установку я не вправе. Это компетенция тренера, авторитетного, заслуженного, не раз доказавшего свою профессиональную состоятельность.

СОГЛАСНО БУКВЕ, ВОПРЕКИ ДУХУ

Динамовцы матч опротестовали и были поддержаны Федерацией футбола СССР, отправившей телеграмму в Берн, в штаб-квартиру УЕФА, с требованием встречу переиграть. Президент этой организации Густав Видеркер, признав, что матч проходил в ненормальных условиях, сделал заявление для прессы: “Мы должны спасти доброе имя футбола и изыскать такие пути, чтобы исключить возможность появления подобных людей на стадионах”. При рассмотрении протеста Видеркер вызвался выступить в роли свидетеля. Разбирательство назначили на 31 мая. Затем сроки отодвинули на середину июня. Каковы шансы на положительное для нас решение ? Практически нулевые. В выступлениях Видеркера, генсека УЕФА Ханса Бангертера и других официальных лиц возможность переиграть матч исключалась, поскольку в регламенте отсутствовал соответствующий пункт правил.

Переигровка допускалась в случае некоторых форс-мажорных обстоятельств, например срыва матча. Вот если бы испанский судья в момент массового нашествия вандалов прекратил встречу (что обязан был сделать) и ее бы не доиграли - дело другое. Испанец смалодушничал. Укрывшись в безопасном месте, Ортис де Мендибиль с любопытством наблюдал за творившейся на поле вакханалией. Когда же полиция оттеснила хулиганов, арбитр игру продолжил и довел до конца. Поскольку матч продолжался положенные 90 минут, шансов на повторную встречу у нас не было.

Советские функционеры об этом знали, но, подогревая СМИ, продолжали на переигровке настаивать. Шум журналисты подняли неимоверный. Понять их можно, наступательный порыв динамовцев был остановлен, какой-никакой шанс спасти игру оставался. Эмоции зашкаливали, порой чрезмерно, в ущерб объективности. “Комсомолка” в номере от 26 мая безапелляционно заявила: “Встреча по существу была сорвана шотландскими болельщиками в тот момент, КОГДА МОСКВИЧИ БЫЛИ БЛИЗКИ К ПОБЕДЕ” (выделено мной. - А.В.). Проигрывая за четыре минуты до конца в счете ? Автор придумал и два гола из трех, забитых в наши ворота якобы из офсайда. Чего в помине не было.

Протест рассмотрели 15 июня в Брюсселе. Европейские чиновники, принимая решение, следовали не духу, а букве закона, апелляцию динамовцев отклонили. Формально не имели права выносить иной вердикт. Как уже было сказано, матч из-за халатности, нерешительности (или по другой причине) испанского арбитра не был прерван и считался сыгранным. А “Рейнджерс” наказали жестко, но справедливо : за безобразное поведение фанов команду исключили на два года из всех соревнований под эгидой УЕФА.

45 лет назад, не имея представления о содержании Положения, не говоря уже о тонкостях, я вместе с народом возмущался, как тогда казалось, несправедливым вердиктом. Сегодня, будучи в курсе, считаю своим долгом представить объективную картину канувших в Лету событий ...

Комментариев нет:

Отправить комментарий