Это выступление приурочено к 85-летию Леграна, которое он отметит в феврале следующего года. А пока продолжается мировой гастрольный тур. Это именно тур, а не чёс в нашем понимании. В крупных городах мира отыгрывается только по одному концерту, не более. Ведь вместе с великим музыкантом выступает весь его оркестр. А у нас традиционно и по-простецки анонсировали : Концерт для фортепиано с оркестром.
За шикарным роялем, безусловно, восседал сам маэстро. Знаете, по какому-то наитию мне недавно приспичило пересмотреть необычную французскую комедию «Любовь живёт 3 года»(2012). Там, по сюжету картины, молодой писатель Марк просто балдеет от Леграна. Ну, думаю, мы с ним просто родственные души, и я как раз собираюсь в Москву на концерт. А в конце того фильма М.Легран играет сам себя: он сидит за роялем на морском берегу и поёт “Les Moulins de Mon Coeur”, сам и аккомпанирует. Всё замечательно, я как в воду глядел. И вот 30.11.2016 я вижу его впервые живьём, и то, как эту самую композицию он с оркестром исполняет на бис. К счастью, без вокала – только инструментал. Дело в том, что все мы наблюдали, как 84-летний Мишель шамкает ртом с очень хромающей старческой дикцией (это во время представления произведений и музыкантов оркестра), и мы все надеялись, что петь в голос свои популярнейшие темы он уж точно не рискнёт. Наши ожидания оправдались.
Маэстро говорил только по-английски, и никакого переводчика не было в помине. Такая организация, как и подобает, давно уже в наших худших традициях, и многие совсем не удивляются. Сам Легран, конечно, думал, что если с языком Мольера в России могут быть проблемы, то уж в столице с языком Шекспира, наверняка, знакомы многие. Да, если бы…
Концерт начался с длиннющей сюиты “Le Messager” минут на 20, не меньше. Тема принадлежит формату Grand Orchestre Symphonique из раздела симфо-сочинений композитора. Здесь кроме рояля, скрипок, клавесина звучал весь набор оркестровых инструментов, включая арфу. Легран, как всегда, горазд на сюрпризы. Зрители наглядно могли убедиться, что он может делать не только кино-музыку и джаз. Неоклассицизм также присущ творчеству легендарного француза. Джаз, к сожалению, в этом концерте остался «за кадром». Ну, если только не считать джазовые интонации на контрабасе, как и на рояле, во время длинного поппури из «Шербурских зонтиков».
Как только зазвучала композиция «Лето 42-го» из одноимённого фильма, зал сразу зааплодировал. Эта мелодия, как и «зонтики», как и «мельницы» находится у нас в тройке отъявленных фаворитов. Незадача, правда, в том, что все слышали, но никто практически у нас не видел этой киноленты (включая меня), да она ещё и американского производства. Тем не менее, музыка творит чудеса. Особенно музыка инструментальная. Она ведь, по сути, всегда интернациональна, когда не нужны слова ни в оригинале, ни в переводе. Такова музыка Леграна. Она волшебна и легка, проста и гениальна. Её невозможно не понять, она зацепит и очарует очень быстро.
Но как быть с песнями Леграна? Таковых ведь тоже немало, да ещё на разных языках. Когда эти песни исполнял Ив Монтан, то было всё понятно и предсказуемо, но для Барбары Стрейзанд музыкант делал песни на английском, а сколько ещё было таких звёзд, не считая джазовых. С некоторым количеством леграновских песен нас на концерте смогли ознакомить два солиста: Жорж и Женевьева Леклер. Среди популярных песен непременно прозвучали: “Les enfants qui pleurent”, «Девушки из Рошфора» и, конечно же, скомпанованная сюита на 2 голоса из незабвенных «Шербурских зонтиков». Надо ли говорить, как наша публика балдела, шизела, и затем зарядила бурные и продолжительные applaudissements.
Ах, эти «…Зонтики»… Как-то несправедливо получается, когда усреднённый обыватель думает, что удел сочинительства М.Леграна - это сладкие, пусть и яркие мелодии, но давно набившие оскомину и отдающие нафталином. Нет, всё не так, ребята! К примеру, музыка джаза не устаревает никогда, да и других музыкальных форматов и течений у Мишеля столько (включая песенный жанр и мюзиклы), что ныне хватило бы на десяток композиторов. Но вот, увы, золотые времена в музыке, похоже, кончились.
Однако в интернете творчество этого музыканта и композитора хорошо отслеживается, при желании можно и прослушать. Но, как говориться, лучше один раз увидеть. Те, кто присутствовал на концерте в «Крокус Сити Холле», безусловно, счастливчики, и я в их числе. А что если этот приезд в Москву последний? Возраст, понимаете ли, штука серьёзная, все мы не вечны. А дедушка Легран нас не переставал удивлять. Если он виртуозно отбивал ноты на рояльных клавишах, как и в молодости, так это вполне допустимо. Но он ещё дважды сам садился за дирижёрский пульт. Первый раз, когда исполнялась тема “L’infernale poursuite” – из фильма «Повторный брак», а другой,- более продолжительный, когда исполнялись поппури на темы знаменитых кино-мюзиклов, но только его собственного сочинения.
Дирижёром нынешнего состава оркестра является Роман Леонтьев. Приятно, что это наш соотечественник. Как уже упоминалось, данная музыка глубоко интернациональна, и можем ещё припомнить, как наша грузиночка Т.Гверцители тоже выступала под аккомпанемент Леграна и пела по-французски. Трудно было сосчитать точное количество музыкантов леграновской труппы. Если считать и вокалистов – Жоржа и Женевьеву, то где-то человек сорок. Представьте, как замучился сам Мишель их представлять, выходя на поклон, на бис, принимая цветы и снова на поклон. Зрители аплодировали стоя, не хотели отпускать, но до утра баловать народ никто не обещал. Итого: два часа с копейками (не считая антракта) чудесной музыки – этого вполне достаточно как чистого времени, так и такой чистейшей акустики зала Крокуса! Есть за что хвалить архитекторов данного строения.
А в заключении, снова вспомню недавно пересмотренную картину «Любовь живёт 3 года», где писатель М.Марронье заявляет: «Мишель Легран спасал мне жизнь много раз». Может и завышенно звучит, но пока живёт такая музыка, то действительно, жить не может расхотеться.
Абрамович Николай, Оренбург, декабрь 2016
Комментариев нет:
Отправить комментарий