Моя коллекция футбольных программ
ДО ИГРЫ
ВСПОМИНАЛИ с Виктором Шустиковым встречи торпедовцев с итальянским «Интернационале» в таком же Кубке чемпионов 11 лет назад. Преуспевающий, процветающий «Интер», руководимый Э. Эррерой, был на вершине славы, имел непробиваемую оборону и блестящих мастеров атаки, пытавшихся самостоятельно, игнорируя принципы командного, коллективного наступления, забивать годы. Жаиру, Маццоле, Пейро, Доменгини удавалось забить чаще всего один гол, реже - два, и этого почти всегда хватало для победы, так как уровень мастерства абсолютно всех игроков «Интера» был настолько высок, что соперникам противопоставить им что-либо оказывалось на редкость трудно.
Вот и торпедовцы тогда всего лишь гол пропустили в двух матчах и, несмотря на непрерывные атаки в Москве, несмотря на то, что они имели в составе таких выдающихся мастеров, как Стрельцов и Воронин, прорвать оборону итальянцев так и не смогли. И все же мы посчитали тогда поражение «Торпедо» достойным, ведь это было поражение от безусловно сильнейшего в Европе клуба. Однако и тогда достаточно громко прозвучали в нашей прессе призывы сделать необходимые выводы. В двух словах суть их сводилась к тому, что надо как можно тщательнее, серьезнее совершенствовать комбинационные методы игры в атаке. Комбинационные - значит разнообразные, такие, с помощью которых только и можно преодолевать насыщенную, эшелонированную, превосходно организованную оборону.
Десятилетие прошло. Давно опровергнуты концепции Эрреры, Многие клубы, собравшие столь же ярких, как некогда у «Интера», игроков, проповедуют новые, прогрессивные принципы атакующей, тотальной игры, и именно такие клубы мы видим сейчас среди задающих тон на европейской арене.
К огромному сожалению, однако, получилось так, что лидеры нашего футбола, вольно или невольно, пошли по пути «Интера». Обороняться как числом, так и умением научились неплохо. В атаке же они полагаются только на мастерство индивидуальностей типа Блохина да на бесконечные навесы.
-Легче ли было готовиться к игре с «Бенфикой», чем когда-то к игре с «Интером»? - спрашиваю Шустикова.
- Конечно, легче. Во-первых, видеозапись теперь есть, все, кажется, изучили вдоль и поперек. Во-вторых, опыта у нынешнего поколения игроков значительно больше опыта, конечно, международного. На турниры в Испанию регулярно ездим, в европейских кубках наши команды постоянно играют.
Прошел мимо нас озабоченный тренер «Бенфики» Джон Мортимер. Спешил посмотреть поле. А на обратном пути я остановил его, но, пожалуй, ничего конкретного от него не услышал:
- У нас все в порядке. Батиста здоров, но играть не будет. Оборону укрепили, думаю, что гола не пропустим.
А потом Мортимер проводил разминку в подтрибуином помещении, на традиционную же разминку на поле гости так и не вышли. Разминались они живо, я бы даже сказал, весело и вообще выглядели уверенными в себе.
Нас же не покидала мысль, сумеют ли торпедовцы забить хотя бы гол. Они в этом сезоне вообще забивают чрезвычайно мало, отказались от активной игры на выезде, а на своем поле никого не могут обыграть убедительно. Вот и спрашиваешь себя: «Если не в состоянии они забить «Нефтчи», «Карпатам» или киевскому СКА, так забьют ли «Бенфике»?
ИГРА
НА ТЕЛЕВИДЕНИИ есть такой прием: из девяноста минут матча монтируются наиболее интересные эпизоды, продолжительностью 10 - 15 минут, и такая пленка, если она подготовлена квалифицированными работниками, может дать достаточно верное представление о ходе всего матча. Представьте себе, что так предложено поступить в данном случае. По-моему, можно было бы избежать монтажа. Надо было бы только взять наугад любую десятиминутку, и тем, кто не видел матч, все стало бы ясно.
Минут восемь из этих десяти торпедовцы навешивали бы мяч на ворота, португальцы, возглавляемые безупречным стоппером Умберто, дружно и не всегда безошибочно оборонялись, и потому периодически в ходе этого навала возникали у торпедовцев эпизоды, в которых необходимо было только одно - нанести точный удар. Сравнить наступление «Торпедо» в этом матче можно, пожалуй, лишь с игрой в спортлото, когда для того, чтобы выиграть, нужно немногое: зачеркнуть счастливую цифру. Но ведь это приходится делать наугад. А в футболе гадать нельзя, на поле не годится играть в лотерею, здесь надо атаковать так, чтобы не ждать, когда же выпадет шанс для гола, а создавать ситуации, в которых моменты для завершающего удара возникают закономерно.
Странно, что приходится говорить о таких очевидных вещах в отчете о матче столь высокого ранга. Но что поделаешь, если давний козырь нашего футбола - продуманная, комбинационная, атакующая игра - давно уже не приходит на руки нашим ведущим клубам.
Минуты две из взятой наугад десятиминутки владели бы мячом футболисты «Бенфики». Разыгрывали бы его не спеша, контролируя темп игры. Торпедовцы же не привыкли задавать темп. Лишь в начале этого сезона они попытались было взять на вооружение скоростную игру, но, столкнувшись с трудностями ее освоения, вновь вернулись к посильному для себя темпу, и теперь снова получается так, что, пока они продвигаются вперед на половину поля соперника, тот успевает создать несколько заслонов. Одну же из своих двух минут «Бенфика» все-таки проводила в атаке. Вела ее достаточно быстро, причем особой скорости не требовалось, так как хватало пространства, и каждая такая атака, редкая, правда, одна десятая игрового времени - ведь на нее отводилась, все же таила угрозу.
Заметили бы мы в любую десятиминутку и то, что в еще одном, чрезвычайно важном, элементе футбола португальцы превосходили торпедовцев. Думаю, что это наиболее огорчительно, ибо речь идет о волевом настрое, о страстности в борьбе, какую обороняющиеся гости обнаруживали, а атаковавшие хозяева - нет. Не следствие ли это тех мирных ничейных матчей, которые затопили наш чемпионат?!
ПОСЛЕ ИГРЫ
ЧТО НИ ГОВОРИТЕ, а серии пенальти непосредственно в игру не входят. С них, по-моему, и начинается то о чем мы обязаны высказываться «после игры». Представим себе, что торпедовцы пробили бы пенальти лучше соперников. Разве тем самым они перечеркнули бы все то, что показала их игра? Вышли бы, конечно, в следующий круг, но можно ли поручиться, что они сделали бы наконец верные выводы... Душевную вялость команды подчеркнули, мне кажется, два первых же пенальти в послематчевой серии, которые были беспомощно пробиты самыми опытными игроками «Торпедо» - Юриным и Никоновым. И вновь в эти минуты вспомнилось, как в целом ряде неудачных матчей нынешнего сезона искали торпедовцы оправдания своим неудачам в судействе, в назначенных или неназначенных пенальти, искали их во всевозможных внешних обстоятельствах, вместо того чтобы задуматься о содержании собственной игры или, как минимум, о том, как влияют матчи без борьбы на дальнейшую боеспособность команды.
Не раз в подобных нынешнему случаях, когда наши команды выбывали из борьбы на ранних стадиях европейских кубков, и мы, что греха таить, пытались найти какие-то объяснения внешнего характера. Упоминали, скажем, о трудностях внутреннего календаря, о том, что не представлялось возможности изучить соперника или провести необходимые для подготовки товарищеские международные матчи. Сегодня же мы не имеем права даже заикаться об этом, так как все для наилучшей подготовки торпедовцы получили.
Пора нашим тренерам наконец понять, что только постоянная, полнокровная борьба в каждом без исключения матче чемпионата была и будет самым надежным, если не единственным, средством успешной подготовки к борьбе на международной арене. До каких же пор тренеры будут прикрываться всевозможными теориями сомнительного свойства, пытаться доказывать, что не гол, мол, самое важное в футболе, а количество выполненных технико-тактических приемов, что не победа в конкретной встрече важна, а некая стратегическая задача, которая ставится на весь сезон в целом?! Нет, для того чтобы победить завтра, надо побеждать сегодня! Эта истина - всегда истина.
Валерий ВИНОКУРОВ.
«Футбол-Хоккей» №40, 2 октября 1977 г.
ПРИШЛОСЬ БИТЬ ПЕНАЛЬТИ
По сравнению с матчем в Лиссабоне торпедовцы произвели в своем составе две замены. Вместо Дегтярева на поле вышел Сахаров, а Хлопотнова заменил Гришин.
У португальцев тоже произошли кое-какие перемены в составе, но они не имели решающего значения, так как на поле не смог выйти их известный центрфорвард Батиста, не выступавший в Лиссабоне из-за травмы. В Москву он приехал, тренировался, но в игре выступить все-таки не смог.
Как и ожидалось, торпедовцы сразу же бросились вперед, и уже на первой минуте их защитник Пригода нанес удар по воротам, но мяч пролетел чуть выше. На 5-й минуте Филатов как бы продолжил свою серию неудач в Лиссабоне. После того как Гришин головой ловко сбросил ему мяч, он оказался в непосредственной близости от ворот, но слишком долго замахивался, чтобы нанести удар, и вратарь гостей успел ликвидировать угрозу.
В основном все опасные моменты у ворот «Бенфики» - а их в первом тайме было немало - возникали в том случае, когда торпедовцы быстро средними или длинными передачами выводили своих партнеров к воротам. К сожалению, до перерыва автозаводцы не всегда действовали так. Португальцы хорошо организовали оборону, и москвичи часто начинали подолгу передавать друг другу мяч, выискивая слабости в обороне гостей. Но игрокам «Бенфики» только этого и было надо. Они успевали занять необходимые позиции, осмотреться и встречали атакующих спокойно и без особых усилий преграждали путь к своим воротам.
И все же, как я уже говорил, торпедовцы имели несколько хороших возможностей, но удары Никонова (дважды головой), Юрина, Пригоды, Сахарова, Филатова, а в самом конце Гришина или парировались вратарем, или шли мимо.
После перерыва торпедовцы добились подавляющего территориального перевеса. Все, казалось, было в их действиях - желание добиться успеха, постоянное давление на ворота соперника, азарт, однако мяч при розыгрыше комбинаций попадал то в соперника, то уходил за боковую или лицевую линии. Не было в действиях автозаводцев лишь изобретательности, четкого исполнения технических приемов, и поэтому им так и не удалось до конца второго тайма добиться успеха, хотя дважды Никонов оказывался в выгодных ситуациях, но заканчивал комбинации неточными ударами.
Португальцы в этом матче в основном рассчитывали на контратаки, впереди у них на этот раз очень удачно действовал Шалана, который отлично держал мяч и делал точные передачи. На 87-й минуте центральный защитник «Бенфики» Умберто, оказавшись вблизи ворот «Торпедо», едва не открыл счет в матче: мяч пролетел над перекладиной. А за минуту до окончания основного времени отличный шанс упустил Гришин, плохо обработав мяч.
И в дополнительное время торпедовцы атаковали чаще и острее, но счет так и не был открыт. Пришлось прибегнуть к серии пенальти. Здесь точнее оказались гости: они забили четыре пенальти, торпедовцы - один. Таким образом, торпедовцы выбыли из розыгрыша Кубка чемпионов.
О.КУЧЕРЕНКО.
«Советский спорт», 29 сентября 1977 г.
А кто бил пенальт?
ОтветитьУдалить