Моя коллекция футбольных программ
В ПОРЯДКЕ ВЕЩЕЙ
Каков бельгийский «Локерен», мы толком не знали, но каково наше московское «Динамо», известно хорошо и даже слишком, и это давало повод испытывать неуверенность в благополучном исходе матча. Да, конечно, предварительное взвешивание шансов было в пользу динамовцев: ничья в Локерене, дорогой гол, забитый там, и то, что решающие события должны произойти на родном, привычном стадионе. В европейских турнирах в большинстве случаев такого преимущества бывает достаточно. Однако «Динамо» в этом сезоне оказалось за пределами той категории команд, на которых распространяются общие, установившиеся турнирные закономерности. Его игровой опыт на протяжении уже нескольких месяцев выглядит настолько странным, что будущность команды сделалась просто непредсказуемой. Шутка сказать, перед второй встречей с «Локереном» динамовцы не одержали ни одной победы в пятнадцати (!) матчах. Теперь, после среды, этот рекорд, который ни объяснить, ни простить невозможно, вырос до шестнадцати.
«Локерен» оказался командой крепкой, знающей свое дело и умеющей владеть собой. Бельгийцы, держа в уме, что им необходима победа, нисколько не были смущены «чужим полем», играли свободно и естественно. Перед нами был вариант встречной игры, когда обе стороны на атаку отвечают атакой. Возможно, что по числу проведенных атак команды были равны. Но бельгийцы вели свое наступление расчетливее, чем динамовцы, у которых многие благопоиятные ситуации возникали как бы сами собой, по воле случая, что и не позволяло их завершать. «Локерен» постоянно вел игру на флангах с прострелами вдоль ворот, в расчете на рослого, злого центрфорварда, датчанина Ларсена, пользовался ударами полузащитников издали, комбинировал и в центральном секторе. Словом, игра его была обдуманной, зрячей и, чувствовалось, многократно испытанной, вошедшей в привычку. Вообще команда оставила впечатление, что она без слабых мест, все умеет и все знает.
Обычно команды этого рода имеют успех, если против них действует противник, придерживающийся такого же размеренного, ясного образа действий, и бывают обескуражены, если столкнутся с чем-либо, непредусмотренным учебниками футбола, с чем-либо оригинальным. Динамовцы не были в силах удивить бельгийцев, они вели и выглядели оригинальными, то только в собственных ошибках.
Короче говоря, отдавая должное «Локерену», никак нельзя отнести его к разряду клубов высшего класса. Он, несомненно, заслужил свою победу, и в первую очередь тем, что в последние полчаса собрался с духом и нашел в себе силы для того, чтобы пойти на затяжной натиск. Как раз в это время на поле и промелькнули все наиболее запомнившиеся, драматические моменты.
Были острые, четко проведенные атаки «Локерена». Лято справа навесил мяч на ворота, исландец Гудйонссон головой срезал его в ворота, но Пильгуй в броске отбил. Один из хавбеков наносит сильнейший удар, мяч попадает в Ларсена, тот ловко разворачивается и бьет, и опять Пильгуй ловит. Колесов слева выходит на ворота, вратарь их покинул, можно бить, но мгновение упущено, пас на Латыша, медлит и он, и защитники встают преградой.
И уже в самом конце, как нарочно прибереженная напоследок кульминация, грянули необычайные эпизоды.
Бельгийцы увлеклись своим натиском, ушли вперед все, включая центральных защитников. Да и динамовцы в полном составе на своей половине поля, им есть смысл еще несколько минут вытерпеть, отбиваясь, ибо нулевая ничья выводит их в следующий круг. И тут мяч передают Петрушину. Он впереди всех, но - до центральной линии, и поэтому офсайда нет. Дистанция - сорок метров. Петрушин проходит ее резво, он один с мячом. Что делать вратарю Хоогенбуму в этом небывалом случае? Он выбежал к границе штрафной площади, потом перешел линию, нагнулся, весь растопырился, чтобы занять собой побольше пространства. У Петрушина выбор решений богаче, он на ходу, может и обвести, и перекинуть мяч, и отдать назад партнеру. Никакого решения во время своего спринта он не принимает и простенько, наивно, как будто в этом и состояла его задача, катнул мяч во вратаря, и тот, лежа, отбивает его ногами в сторону своих защитников.
Как реагируют трибуны? Мне показалось, что они оцепенели от удивления. «Ну, знаете!»...» - только и можно было вымолвить. Такая реакция продолжалась долго, стадион находился под ее властью и в момент назначения штрафного перед воротами «Динамо». Когда же был нанесен мощный удар мимо «стенки» в правый от вратаря нижний угол, и бросок Пильгуя был напрасен, у зрителей, по-моему все еще стояла перед глазами беспомощность Петрушина, и они едва ли не как должное приняли проигрыш динамовцев. И в самом деле, не все же в футболе может оставаться без последствий, без расплаты!
Хотя мы и любим всякого рода чудеса на зеленом поле, и футбол нас то и дело одаривает ими, все же большая и умная игра эта по преимуществу подчинена строгой логике. Чуда не произошло: команда, разучившаяся выигрывать, разучившаяся забивать, выбыла из турнира. Динамовцы не играли спустя рукава, они старались, как могли, наверняка им хотелось продлить турнирный путь. Но могли они не так уж и много, и для нас нет ничего удивительного в таком исходе встречи. Он - в порядке вещей. Удивительно другое: как можно было довести дело до того, чтобы славная по своему спортивному имени динамовская команда, располагающая и сейчас группой хорошие игроков, оказалась в таком плачевном состоянии?
Л. ФИЛАТОВ.
«ФУТБОЛ-ХОККЕЙ» №40, 5 октября 1980 г.
Примерно за четверть часа до окончания матча гости, поняв, что счет 0:0 ни коим образом их не устраивает (первая встреча, как известно, закончилась вничью - 1:1, и поэтому динамовцы получали преимущество, так как забили гол на чужом поле), пошли, можно сказать, ва-банк. Им во что бы то ни стало необходимо было забить хотя бы один мяч, и поэтому футболисты бельгийского клуба чуть ли не всей командой перешли на половину хозяев поля. И вот в эти-то минуты у москвичей возникли два, что называется, стопроцентных голевых момента.
Вначале Колесов чуть ли не с центра поля убежал с мячом к воротам гостей. Первый удар пришелся во вратаря. После этого динамовский форвард оказался один против ворот с мячом, правда, под острым углом, пробить по цели он не решился и отдал передачу в центр Латышу, но подоспевшие бельгийские защитники сумели отбить мяч от ворот.
А за три минуты до конца возникла у ворот «Локерена» ситуация, которую просто редко можно увидеть в футбольном матче. Теперь уже Петрушин один, не преследуемый никем из соперников с мячом, спокойно приближался к воротам гостей, по бокам бежали двое его партнеров. И вновь москвичи не сумели добиться успеха. Выбежавший вратарь бросился на землю, а Петрушин, робко прокидывая мяч мимо него, угодил ему в ноги. Как можно не забивать такие мячи?!
И вот минута до окончания игры. Бельгийцы получают право на штрафной удар метрах в 22 от ворот динамовцев. Москвичи выстраивают «стенку». Интересно. что в этот момент вратарь «Локерена» оставил свой пост, прибежал в штрафную «Динамо» и изготовился к атаке. Один из центральных защитников - Никулин да же взял его в этот момент под персональную опеку. На половине поля бельгийцев - никого. Разбегается Верхейн и бьет мимо «стенки» в тот угол, который прикрывает Пильгуй. Мяч низом летит тем не менее в угол, и вратарь динамовцев не успевает его парировать.
Итак, обидное поражение, но динамовцы должны в нем винить только себя.
Вообще же игра проходила с территориальным перевесом хозяев поля. Они, правда, много ошибались в передачах, допускали немало технического брака, хотя старались, как говорится, от души. Были у них и раньше голевые ситуации, созданные в основном благодаря хорошим передачам Латыша, но Минаев и Резник промахивались из хороших позиций. «Локерен» довольно опасно контратаковал (был момент, когда Пильгуй после удара головой Гудионссона спас свою команду от верного гола), но сильного впечатления не произвел. Во всяком случае, такую команду можно было обыграть на своем поле. Увы...
О. КУЧЕРЕНКО.
«Советский спорт», 2 октября 1980 г
«Советский спорт», 2 октября 1980 г
Комментариев нет:
Отправить комментарий