30 октября 2014 г.

Программка к матчу Кубка Кубков : Рапид Австрия - Спартак Москва 08.12.1966



ТЯЖЕЛЫЕ испытания выпали на долю московских спартаковцев на финише сезона. Дважды в течение десяти дней они, выходя на поле, знали, что через девяносто минут должны покинуть его «со щитом иль на щите». Дважды победа могла принести им больше, чем два очка. И оба раза, сначала в Баку, а затем в Вене, спартаковцы не выдерживали нервного напряжения, оказывались не в состоянии провести на равных трудные поединки с соперниками, на чьей стороне был моральный перевес. Бакинцев устраивала ничья, однако они победили «Спартак». Австрийцев устраивала нулевая ничья - они победили «Спартак». Спартаковцам во что бы то ни стало была нужна победа - ход игры в этих двух матчах показал, что для достижения ее они не сделали даже того, что могли сделать.

Возможно, что «Нефтяник» и «Рапид» сегодня имеют выше, чем «Спартак», сумму тех слагаемых, из которых складывается мастерство. Но в таких решающих, как мы говорим, «кубковых» матчах, воля и мужество зачастую определяют все, могут во всяком случае компенсировать какие-то изъяны в подготовке, какие-то недостатки в мастерстве. Но ни воли, ни мужества спартаковцы не обнаружили.

На стадион «Пратер» в Вене москвичи ехали в хорошем настроении. Бакинская неудача, кажется, ушла уже в прошлое. Тренеры сделали, пожалуй, все от них зависящее, чтобы снять нервное напряжение с игроков.

Но начался матч. Нет легкости, свободы у нашей команды. Скованность, нервозность мешают играть больше, чем вязкое поле. В который раз проявляется слабость спортивного характера команды, некогда служившей у нас эталоном в этом смысле.

Большая часть первого тайма проходит с превосходством «Рапида». Австрийцы, как сказал после матча их тренер Рудольф Вытлачил, быстро поняли, что перед ними не тот «Спартак», какой играл в Москве. Защитники «Рапида» (в их составе не было на этот раз капитана сборной Австрии Глехнера - его место центрального защитника занял Ульман) легко справляются с опекой наших нападающих.

Атаки венцев настойчивы. Уже на 6-й минуте мог быть открыт счет, когда Флёгель оказался один в штрафной площади. Флёгель играл на месте левого полузащитника, но мы хорошо помним этого игрока по матчам сборной Австрии, где он был одним из самых опасных форвардов. «Рапид» вообще несколько перестроил свои ряды по сравнению с московским матчем. И в этой перестройке ясно прослеживались атакующие устремления хозяев поля. Активный полузащитник Скочик стал центральным защитником, нападающие Флёгель и Хасиль составили линию полузащиты. Впрочем, глубоко назад для организации атак отходили Бьерегаард и Старек. Так что взаимозаменяемость игроков передней линии создавала дополнительные трудности для нашей обороны.

Интересно, как совпали замыслы тренеров. И Н. Гуляев, и Р. Вытлачил считали, что успех в атаке должны определить фланги. Австрийские крайние Фритч и Кнец играли главную роль в нападении «Рапида». В нашей же команде очень слабо сыграл Рейнгольд, не создавший на правом краю ни одной угрозы. Активность же Хусаинова не принесла успеха по вине центральных нападающих Осянина и Бокатова. Во втором тайме Хусаинов, дважды прорываясь по краю, создавал опасные моменты у ворот хозяев поля. Но в одном случае Осянин, Бокатов и Рейнгольд не смогли решить, кто же должен ударить по воротам, а в другом Бокатов не попал по мячу.

Спартаковские защитники в первом тайме вынесли на плечах всю тяжесть борьбы, а сыграли они надежно. Австрийцы, которым почти не удавалось проникать в штрафную площадь «Спартака», стали бить издали, в чем весьма преуспевал Хасиль. Маслаченко, пожалуй, единственный из спартаковцев, отличался спокойствием и собранностью, и дальние удары его врасплох не заставали. В упрек нашим защитникам можно поставить лишь некоторое злоупотребление отбойной игрой. Но что поделаешь, когда твои нападающие превращаются в пассивных наблюдателей: не открываются, не возвращаются за мячом ?

Лишь в последние десять минут первого тайма игра выровнялась. Тогда-то и нанесли нападающие «Спартака» три удара по воротам Пихлера, вернее, в сторону ворот.

Отдых успокоил спартаковцев. Сразу после перерыва они могли открыть счет. Именно в этот момент прорыв Хусаинова не поддержали партнеры. А спустя несколько минут мяч влетел в ворота «Спартака». Петрова измотали рывки Фритча. Все чаще он запаздывал сыграть на опережение, а когда Фритч завладевал мячом, отобрать мяч у этого техничного и мощного нападающего нелегко. На 49-й мин. Фритч рванулся с мячом по краю, резко развернулся и, освободившись от Петрова, навесил мяч в штрафную площадь. Секундное замешательство Мещерякова, Дикарева и Житкуса. Флёгель выпрыгивает и головой направляет мяч в верхний угол.

И лишь теперь на поле - равная игра. Наконец удается нашим полузащитникам и Хусаинову завязать несколько интересных комбинаций, И прояви хоть сейчас нападающие настойчивость и целеустремленность, кто знает, может быть, и удалось бы москвичам перенести решение вопроса на дополнительное время. Но по-прежнему безвольны Осянин и Рейнгольд. Дважды могли полузащитники забить ответный гол. На 65-й мин. Янкин бил по воротам в тот момент, когда Пихлер упал в другую сторону. Но кто-то из защитников «Рапида» успел подправить мяч на угловой. А на 80-й мин. Мещеряков дал пас Логофету в тот момент, когда наш полузащитник находился в нескольких метрах прямо против ворот. Хладнокровия не хватило Логофету - поспешил ударить, и мяч прошел над перекладиной.

Вот и закончился для «Спартака» последний матч в розыгрыше Кубка кубков. Этой игрой завершился для наших команд первый этап участия в крупнейших европейских турнирах. Почему первый этап? Во-первых, потому, что только теперь можно говорить о приобретении какого-то опыта и киевлянами, и торпедовцами, и спартаковцами. Во-вторых, потому, что учиться можно лишь на собственном опыте, и спартаковцам вряд ли мог многое дать прошлогодний опыт киевлян. Наконец, в-третьих, закончился именно первый этап потому, что в следующем году нашу страну в Кубке кубков и Кубке чемпионов будут представлять команды, уже понюхавшие пороху в трудных сражениях этих крупнейших международных турниров. Киевские динамовцы и торпедовцы «поменялись» турнирами. Надо надеяться, второй этап сложится для них успешнее.

Спартаковцы, пережившие в последнюю декаду сезона два крупных разочарования, должны поискать их причины. И в заботах о технике и тактике не имеют права забывать о том, что сейчас они потеряли самое главное - спартаковский характер.

После матча в Вене мы связались по телефону со старшим тренером «Спартака» Н. Гуляевым и попросили его сказать несколько слов об игре и дать оценку своим футболистам. Вот что он рассказал:

«Победа «Рапида» вполне заслуженна. Но мы могли, должны были сыграть с ним на равных. А самое главное - должны были выиграть в Москве, и мы имели эту возможность, а теперь наказаны за то что не воспользовались ею. Очень огорчила игра наших нападающих. Рейнгольд и Осянин - ниже всякой критики. Бокатов был работоспособен лишь в отдельные моменты. Хусаинов сделал все, что мог. Янкин и Логофет играли старательно и надежно. В защите лучшим был Дикарев. К Житкусу и Мещерякову претензий нет. Петров слабо провел второй тайм. Маслаченко не сделал попытки достать мяч, пробитый Флёгелем но вряд ли его можно упрекать: Флёгель бил с близкого расстояния, его окружили три игрока, и Маслаченко был уверен, что они помешают австрийцу»

«ФУТБОЛ» № 50, 11 декабря 1966 г



Статья из Календаря-справочника "Футбол-1967" (Лужники, страницы 72-74), посвященная двум дебютным сезонам советских клубов в еврокубках. 

И В ШУТКУ, И ВСЕРЬЕЗ

размышляет о первых итогах и перспективах нашего участия в европейских клубных турнирах спортивный жур-налист Валерий  ВИНОКУРОВ

Подслушать бы разговор двух ретроградов. Да, именно этим старинным словом я решил назвать людей, сопротивлявшихся на протяжении многих лет участию наших клубных команд в крупнейших  европейских турнирах - Кубке чемпионов и Кубке кубков. Ретроград (по толковому словарю - «противник прогресса»),  конечно, никогда не согласится с тем, что он ретроград, будет утверждать, что он выступал и выступает не против прогресса, а во имя его. Вот почему хотелось бы подслушать их разговор. Интересно, что они скажут сейчас, когда у нас за спиной двухлетний опыт участия в турнирах и в этом году предстоят очередные старты. 

Говорит ретроград А. своему собеседнику:

-  Ну, и чего они, прогрессисты, добились ? Только опозорились. Даль¬ше четвертьфинала так и не пошли. Новые турниры им подавай! Пусть бы сперва первенство мира научились выигрывать. Игроков сборной мы освободили от участия в чемпионате страны, они готовились, готовились, да и то только четвертое место заняли. Если :хотим добиться чего-то в европейских клубных турнирах,  надо   обе команды  от внутренних   матчей   освободить: пусть спокойно готовятся. Да, ведь никто же этого не разрешит. А раз не разрешают, значит, это они ретрограды, а не мы.

-  Вы  совершенно   правы, - вторит   ретроград   Б., - да   у   нас   вообще только одна команда приличная есть - киевское «Динамо». И та «Селтику» проиграла. А про других и говорить нечего: нельзя на международную арену  выпускать.  Рано.  Если  уж  выпускать,  так  усиливать  надо.   А  то,  что это - в «Спартаке» ни Сабо,  ни Биба, ни  Копаев, ни Банишевский не играли, вот и уступил он «Рапиду» дорогу.

-  Да, и с нашим ли  календарем  в европейский  ряд лезть, - продолжает А. - На улице зима, нашим ребятам отдыхать надо, они уж давно из формы вышли, а тут готовься к четвертьфиналу. У них там сезон в разгаре, пусть и играют себе.                                                     
- А осенью, - вступает Б., - у нас обостряется борьба за  медали,  за Кубок. Участники европейских турниров на части разрываются. Вот и остались «Торпедо» и «Спартак» у разбитого корыта - без медалей, без своего Кубка и без ихних кубков.

Ну, кажется они все свои ретроградские тезисы выдвинули. А ведь не одиноки ретрограды в своих суждениях. Много сторонников у них есть даже среди тех, кто голосовал за участие в европейских кубках. Участвовать надо, говорят, но  обязательно выигрывать - это раз;  значит, условия создавать - два; игроками из других команд усиливать - три; календарь под них подгонять - четыре; а если еще что попросят - пять.

Раз, два, три, четыре, пять - вышел «Зайчик» (чемпион или обладатель Кубка) погулять (по трудным дорогам европейских турниров). Вдруг «Охотник» (команда противника) выбегает, прямо в «Зайчика» стреляет: пиф-паф (удар), ой-ей-ей (гол), умирает (раскритикован) «Зайчик» мой. Принесли его домой (начался новый сезон), оказалось, он живой (в отличной    форме    после «прогулки»;   пример - киевское «Динамо» в  1966 году).  Сказка - ложь, да в ней  намек   (сразу не выиграешь, надо привыкнуть, набраться опыта).

Однако шутки в сторону. Ведь дело серьезное. Но прежде чем всерьез оспаривать приведенную выше программу из пяти пунктов (их может быть больше или меньше — дело не в этом), давайте поговорим сначала о том, что дало нашим командам двухлетнее участие в розыгрышах европейских кубков.

Играя в обоих турнирах, наши футболисты знакомятся с представителями разных школ и направлений. За два года   (как вы помните, в Кубке  чемпионов мы дебютировали лишь в прошлом году)  они уже успели встретиться с ирландцами,  норвежцами,  шотландцами, итальянцами, югославами,  австрийцами. Причем, турнирные матчи не сравнишь с товарищескими по той пользе, которую они приносят и игрокам, и тренерам.

Клубные команды - чемпионы и обладатели Кубков - естественно вносят основной вклад в комплектование сборных своих стран. По мнению некоторых зарубежных обозревателей, отдельные клубы даже превосходят сборные (например, «Интернационале» - сборную Италии, «Реал» - сборную Испании, «Рапид» - сборную Австрии). Значит, встречи с ними приносят неоценимую пользу не только непосредственным участникам матча, но и тренерам и игрокам нашей сборной: кто знает, когда и в каком чемпионате мира или Европы доведется встретиться с теми, с кем познакомились в клубных турнирах. Словом, польза от приобретенного опыта столь велика, что смешно распространяться на эту тему. А победы ? 

Победы придут, и в самом ближайшем будущем.

Для нас закончился первый этап участия в европейских турнирах. В этом году торпедовцы Москвы и динамовцы Киева сделают по второму заходу. Только они «поменялись» турнирами: киевлянам предстоят встречи с чемпионами, москвичам - с обладателями Кубков. Теперь уже жребию будет мудрено напугать наших футболистов. Торпедовцы на равных провели два матча с командой, которая в то время носила неофицальный титул чем¬пиона мира среди клубов, да и сейчас, бесспорно, одна из сильнейших в  мире. Динамовцы уступили дорогу «Селтику», и хотя они были тогда не в лучшей форме, все без исключения обозреватели отмечали, что боролись ыкоманды равного класса. А какой славный путь прошли затем оба соперника! «Селтик», правда, в полуфинале Кубка кубков проиграл «Ливерпулю», но затем стал чемпионом Шотландии и ныне уже вышел в полуфинал Кубка чемпионов. Попутно он показал феноменальный результат: 48 матчей  подряд без единого поражения. Успехи же динамовцев Киева в 1966 году всем отлично известны.

Что греха таить, трудно, конечно, нашим полпредам в европейских турнирах сохранять спортивную форму  в течение зимы.  Киевляне сделали такую попытку, поддерживали высокий тонус до конца января. И что же ? Сезон они встретили во всеоружии и сил у них хватило на весь марафонский путь. Словом, участие в Кубке кубков дало им хороший заряд.

Начиная с этого года, задача наших полпредов облегчается. Сейчас ведь команды высшей лиги перешли почти на круглогодичный игровой цикл. Турнир на приз «Советского спорта» начался уже 15 февраля. Давайте внимательно проследим за датами. Наш сезон кончается в начале декабря, декабря московские спартаковцы провели ответный матч с «Рапидом».

Предположим, они бы выиграли и вышли в четвертьфинал. Матчи четвертьфинала надо сыграть до 20 марта. Значит, спартаковцы успели бы отдохнуть, провести, как обычно, подготовительный период, а затем еще и выступить в турнире «Советского спорта». Рискну утверждать, что если бы такая возможность была в свое время у киевлян, итог их встреч с «Селтиком» был бы более почетным.

А как готовиться к турнирным матчам в привычные сроки, в апреле - мае, или в сентябре - октябре ? У нас почему-то считается, что лучший метод подготовки — освободить команду от игр внутреннего календаря и предоставить ей возможность  неделю или две думать лишь о международномматче. Может быть, так и надо готовиться к турниру, но к одному матчу ? 

Самая, лучшая подготовка - это игры чемпионата страны. Футболисты находятся в игровом режиме, не нарушается ритм тренировочной работы. Трудно, чтоб не сказать невозможно, вспомнить случай, когда в связи с матчем на европейский Кубок была бы отменена какая-нибудь игра «Интера», «Реала» или «Бенфики» (нарочно перечисляю победителей) на первенство страны. Если предстоит далекий маршрут или соперник очень силен, внутренние встречи из¬редка играются на день раньше. Думается, и нам нет резона пренебрегать опытом ветера¬нов этих турниров.

Наконец, самый больной вопрос - составы. Надо ли усиливать команду ? При этом обычно имеется в виду приглашение игроков из других клубов. Но пополнение - не всегда усиление. 

Сколько разговоров было о необходимости усилить «Спартак». Пришел В. Бокатов, его намеревались ставить вместо Ю. Семина, а в матчах с ОФК (Белград) Семин забил половину голов. Это говорится, конечно, не в упрек способному Бокатову, а в укор тем тренерам, кому яблоки из чужого сада кажутся вкуснее своих.

Ну почему мы должны усиливать своего чемпиона и обладателя Кубка ? Неужели мы так неуважительно относимся к нашему футболу, так недооцениваем его, что считаем, будто чемпионат или Кубок может выиграть команда, не способная проявить себя на международной арене ? Я сказал бы, что надо скорее заботиться не об усилении состава, а о сохранении его. Да, почти на год необходимо сохранять составы наших полпредов. Кто остался сейчас в московском «Торпедо» из футболистов, игравших с «Интером» ? Чуть ли не наполовину обновился состав, на старт в Кубке кубков выходит практически другая команда. Отчего это произошло ? Причин много, личных, возрастных и т. п. Но именно они должны беспокоить нас, а не то, кого из какой команды собрать.

Заправилы европейской футбольной «промышленности» (миллионеры - хозяева клубов) сейчас озабочены тем, как повысить финансовый успех международных турниров. Усиленно разрабатывается проект создания суперлиги. Его поддерживают даже некоторые известные обозреватели и специалисты. Говорят, что это дальнейшее развитие идеи Кубка чемпионов и Кубка кубков. Но создать суперлигу, чемпионат клубов, оторванных от национального футбола, значит не развить, а опорочить идею. Как сборная страны не может расти без клубного футбола, так и суперклубы не смогут развиваться без борьбы, без творческого роста в национальных чемпионатах. 

Для того, чтобы обмениваться достижениями, находками, открытиями у европейских команд уже есть прекрасные соревнования. И нам пора уже подумать об участии в третьем розыгрыше - Кубке ярмарок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий