15 октября 2014 г.

Программка к матчу Кубка УЕФА : Спартак Москва - АЕК Греция 23.10.1991






Душан БАЙЕВИЧ: КЛЮЧ ОТ ВОРОТ «СПАРТАКА» В МОЕМ КАРМАНЕ

Завтрак был в самом разгаре, когда два игрока АЕК Франк Клопас и Димитрис Патикас - вскочили из-за стола к быстро направились к сувенирному киоску гостиницы «Космос».

- Почему такая спешка ?

- Слышали, что у вас в стране все в дефиците. Наверное, и сувениров не хватит всем. Поэтому в магазине надо быть первым. Мы оставили в своих чемоданах много места для подарков из России.

- Вы только в магазине собираетесь опередить всех ?

- На футбольном поде тоже хотим быть первыми - у мяча.

- Значит, вы точно выйдете на поле Лужников ?

Патикас сделал серьезнее лицо:

- У Нас не принято расспрашивать игроков по поводу матча. Лучше задайте ваши вопросы нашему тренеру Душану Байевичу.

Байевич, одетый весьма изысканно, больше походил на дипломата, отправляющегося на прием, чем на тренера футбольной команды.

- Интервью ? Давайте спустимся в холл первого этажа.

Вначале я не понял маневра. Ведь поговорить можно было бы и в вестибюле на втором. Мы удобно расположились в креслах, я уже было открыл рот, как неожиданно Душан заметил:

- Вон появился наш президент. В его присутствии мне неудобно сидеть. Кстати, вы говорили с господином президентом ?

Я понял намек. Пришлось представиться президенту клуба. Тут же получил визитную карточку с тиснением, на которой стояли имя и фамилия - Константин Генеракис.

- Правда ли, что АЕК один из самых богатых греческих клубов ?

- Ваша газета прекрасно осведомлена.

- Сколько получают игроки за матч ?

- У нас в Греции хорошо отлаженная система налогов. Поэтому не делается никакого секрета из заработков футболистов. Игроки АЕК получают около трех-четырех тысяч долларов в месяц. Сюда включены и премиальные.

- Что получат игроки в случае успешного выступления против «Спартака» ?

- Перед сезоном совет клуба назначает премиальные на весь сезон. Но эти цифры не афишируются. Если футболисты выходят в следующий круг, то им объявляется сумма премиальных. Мы выиграли у албанцев, и каждый игрок получил по полторы тысячи долларов. Что касается «Спартака», то вознаграждение пока держится в секрете.

Наконец дошла очередь и до Байевича.

- Вы приехали к нам еще в прошлую пятницу. Почему так рано ?

- Летал в Ташкент, где внимательно изучил игру «Спартака».

- И какое же впечатление ?

- «Спартак» провел не лучший свой матч. Не думаю, конечно, что игроки сделали это умышленно, зная, что я присутствую на матче. Тем не менее сделал много пометок и уверен: даже если «Спартак» покажет хороший футбол, мы сумеем ему достойно ответить.

- И даже выиграть в Лужниках ?

- В 1974 году в составе югославского «Вележа» я уже играл на поле Лужников. «Спартак» победил 3:1. А гол в ворота Маслаченко забил я. В ответном матче мы выиграли 2:0 и вышли в следующий круг. Как видите, удельный вес моего мяча оказался велик. Конечно, сегодня, спустя восемнадцать лет, «Спартак» играет в другой футбол, но ключ от его ворот по-прежнему лежит в моем кармане.

На экскурсию по Москве поехали почти все футболисты, а одиннадцать игроков, кроме того, изъявили желание сходить сфотографироваться на Красной площади.

После обеда все футболисты отправились в видеозал. Я - за ними. Но...

- Вход журналистам категорически запрещен, - объяснил физиотерапевт АЕК Никос Понтагис.

 - В видеозал могут войти только игроки и Байевич. Больше никто!

- Даже мы ?

- Даже я. Дисциплина. Байевич -строгий тренер. В Москву приехали пять жен футболистов. Так вот им он вообще запретил жить в «Космосе». Игроки с женами встретятся вновь только в аэропорту, когда полетят обратно в Грецию.

- Как, по вашему мнению, закончится матч ?

- Я двадцать лет работаю в АЕК. Помню, как он сумел в двух встречах пятнадцать лет назад переиграть московское «Динамо» в Кубке УЕФА: в Афинах мы выиграли 2:0, а в Москве проиграли 1:2. Надеюсь, удача улыбнется нам и на этот раз. Редкий случай: в команде сейчас нет ни одного травмированного игрока и все в отличном физическом состоянии. Вообще же считаю, что шансы АЕК и «Спартака» - 50 на 50.

Перед началом тренировки я спросил самого высокого игрока АЕК - вратаря Антонио Мину:

- У вас уже есть опыт игры против наших футболистов - тех, кто выступает за «Олимпиакос». Как вы к ним относитесь ?

- Протасов, Литовченко и Савичев - отличные футболисты, а Олег Блохин - прекрасный тренер. Но играть против них мне не очень по душе. Слишком опасно для моих ворот.

В 19.00 футболисты АЕК провели тренировку в Лужниках. В 21.00 на столе ресторана «Космос» наших гостей ждал борщ.

- Ну и как ? - спросил я у Димитриса Патицаса.

- Во! - ответил греческий австралиец и поднял большой палец вверх.

Александр ЛЮБИМОВ
«Спорт-экспресс», 23 октября 1991 г


ЧЕРЕНКОВ УХОДИТ

Если бы перед матчем «Спартака» с АЕК мне кто-нибудь сказал, что Федора Черенкова удалят с поля, я бы решил, что мой собеседник совершенно далек от футбола, а если это не так, то посоветовал бы ему обратиться к врачу. Ведь Черенков - джентльмен из джентльменов. Неудивительно, что за всю тринадцатилетнюю футбольную карьеру ему лишь дважды показывали желтую карточку.

Я помню его первую карточку. То был матч в Лужниках «Спартак» - «Динамо» (Киев). Помню место, где он не выдержал и ответил Владимиру Бессонову грубостью на грубость - неподалеку от угла штрафной у дальних от раздевалок ворот. Помню и судью, который наказал лишь одну сторону, а вторая оказалась безнаказанной. Это был Хохряков из Йошкар-Олы. Ни до, ни после этого досадного эпизода ничего подобного с Черенковым не происходило и произойти, похоже, не могло.

И вдруг в матче с греками на 68-и минуте игры венгерский арбитр Гарман показывает капитану «Спартака» красную карточку. Черенков сначала не двигается в сторону кромки поля, а затем медленно, съежившись под дождем, покидает осенний газон.

- Федор, что случилось ? - спрашиваю его сразу после матча.

- Сейчас ничего не могу говорить. Я должен прийти в себя» все осмыслить...

Я понимал состояние Черенкова и поэтому не задал ему в среду вечером больше ни одного вопроса. Но мнение его об этом эпизоде, об игре - прошедшей и будущей - интересовало, уверен, не только меня, но и читателей «СЭ». Поэтому я и позвонил Черенкову в четверг, чтобы продолжить разговор.

- Что вы можете сказать об игре АЕК в Лужниках ?

- Греческие футболисты добивались своей цели теми средствами, которыми могли ее достичь.

- Вам раньше приходилось играть против греков на разном уровне. Сделал ли их футбол шаг вперед или же он стоит на месте ?

- Греческий футбол стал более расчетливым, рациональным. Хотя по одной игре и по одной команде делать категорических выводов я бы не стал.

- Что помешало вам и вашим партнерам в этом матче забить хотя бы один гол ?

- Желание поскорее его забить. Оно было настолько велико, что в завершающей стадии атаки нам изменяло хладнокровие. Нам не хватало как раз той расчетливости, которую я отметил у соперников.

- Вратарь Мину тоже помешал вам открыть счет. Не правда ли ?

- Он сыграл здорово. Но и Черчесов, если вы помните, спасал нашу команду.

- Перед матчем «Спартак» изменил свой состав. Повлияло ли это на игру ?

- На протяжении сезона почти всегда происходят какие-то изменения в составе. У кого-то травма, кто-то заболел. Но наша команда и в сложные времена стремится показать хороший футбол. Думаю, что и после матча с АЕК никто не сможет сказать, что мы играли плохо. Даже когда «Спартак» остался вдесятером, греки не ушли со своей половины поля, а отбивались как могли. В эти минуты Андрей Иванов, кстати, попал в штангу.

- Вам рассказали об этом партнеры ? Вы же ушли в раздевалку прежде, чем кончилась игра.

- Нет, я все видел ночью по телевизору. Дома, в спокойной обстановке. На поле же, в горячих схватках за мяч, многое упускаешь из виду.

- Если бы у вас была возможность поговорить с судьей матча, что бы вы ему сказали? Что он симпатизировал соперникам ?

- Нет, я бы этого ему не сказал. Но я убежден, что если бы судья с самого начала боролся с грубостью - а греки били сзади по ногам с первых минут, - то футбол был бы гораздо интереснее, и красивее. И, может быть, тогда 68-я минута матча запомнилась бы зрителям острой атакой и мощным ударом по воротам, а не моим удалением. Но разве можно все предсказать в игре? Она таит в себе много загадок.

- А что таит в себе предстоящий матч в Афинах ?

- Я бы не стал сейчас рассуждать на эту тему. Ведь это будет аж через две недели. За это время многое может измениться. И наши тренеры наверняка скорректируют свои планы в ходе непосредственной подготовки к матчу.

- Лишь одна наша команда - московское «Динамо» - добилась в этом раунде победы. Остальным это сделать не удалось. Нет ли у вас ощущения безнадежности перед повторными встречами ?

- У меня подобного ощущения нет. Полагаю, что его не должно быть и у болельщиков. Ведь сейчас очень часто в европейских турнирах команды в гостях играют лучше, чем дома. И добиваются на чужом поле того результата, которого не могут добиться в родных стенах. Футбол есть футбол - в нем свои закономерности и свои сюрпризы, которые не поддаются обычной логике. Сумели же московские динамовцы победить в Канне. Этим они порадовали сотни тысяч людей. И меня в том числе.

... Федор Черенков умеет радоваться за других, что дано далеко не каждому. Потому-то не за каждого мы бы переживали так, как за Черенкова, когда на 68-й минуте он покидал жесткое поле Лужников.

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ
«Спорт-экспресс», 25 октября 1991 г

Комментариев нет:

Отправить комментарий