ЗЛОЙ КАПРИЗ СУДЬБЫ
Жить в гостинице с видом на знаменитый будапештский «Непштадион», а играть в 34 километрах от него, на стадионе «у околицы» маленького городка, наверное, все равно, что танцевать «Лебединое озеро» на площадке перед Большим театром. Но оказалось, что и на провинциальном стадиончике возможен настоящий футбол.
За два дня по нескольким каналам венгерского телевидения, которое транслирует не только местные программы, но и советские, немецкие, удалось посмотреть с десяток матчей европейских кубков, да еще «выжимки», наверное, из стольких же. И тем не менее в этом калейдоскопе встреча «Ваци Иззо» с московским «Динамо» — едва ли не самое яркое пятно.
После матча мне удалось поймать вырвавшегося из окружения телевизионщиков тренера хозяев поля Яноша Чанка. Несмотря на усталость, в его осанке, манере держаться просматривалась непоколебимая уверенность в себе. «Наверное, эта уверенность возникла у вас в Москве, после крупного поражения «Динамо» от «Спартака»?», — поинтересовался я. Чанк с улыбкой парировал вопрос венгерской поговоркой, смысл которой, выражаясь русским языком: меня на мякине не проведешь. И добавил: «Я понял, что это был просто несчастный случай, вызванный невероятным стечением обстоятельств, от того матча постарался оставить в памяти только первые полчаса, наиболее характерные для «Динамо». И оказался прав. «Динамо» — хорошая, сильная команда, с большим атакующим потенциалом. Тем не менее мы готовились дать бой москвичам, настраивались на победу, хотя совершенно не были уверены в ней. Теперь я рад такому удачному дебюту своего клуба в европейском Кубке, доволен и игрой, и результатом матча. Это был хороший футбол».
- Вы считаете, что в Ваце «Динамо» подтвердило тот свой атакующий потенциал, который вы обнаружили в Москве ?
- В какой-то мере. Но стратегия еврокубков известная: ничья в гостях, победа дома. Видимо, соперники ее придерживались.
Я же грешным делом подумал, что после разгрома в матче со «Спартаком» Валерий Газзаев отказался от прежней системы игры в три защитника. «Ни в коем случае, — возразил главный тренер московского «Динамо». — За атакующим футболом будущее, и мы остаемся ему верны. Тем более, что есть первые успехи. Но принятая нами система связана с большим риском, требует идеальной сыгранности, высочайшей игровой дисциплины, что с учетом реконструкции состава достигается не за недели и, может быть, даже не за месяцы. Если на дистанции чемпионата неудачи, связанные с перевоплощением команды, в значительной мере поправимы в последующих матчах, то формула европейских кубков осечки в гостях может не простить. Поэтому на этот матч, и только на этот, мы ввели в состав четвертого защитника. Если бы смог выйти на поле Кирьяков, атакующий крен в нашей игре просматривался бы отчетливее». На тренировке, предшествовавшей матчу, Кирьяков после первого же удара по мячу почувствовал острую боль в ноге и, поминая недобрыми словами спартаковца Хлестова, нанесшего ему тяжелую травму, присоединился к зрителям.
Итак, динамовцам крупным поражением, пусть и невольно, не удалось ввести в заблуждение руководителей венгерского клуба. Те, в свою очередь, намеренно пытались напустить тумана в матче своего чемпионата с «Диошдьером», на котором присутствовал тренер москвичей Николай Латыш. Чанк не выставил на эту игру бразильца Луиса Карлуша, чьи обязанности «чистильщика» исполнял румын Пал Берецки. Не пользовались футболисты «Ваци Иззо» и «искусственным офсайдом», некоторыми другими привычными тактико-техническими средствами. И тем не менее, крупно победили - 5:1, доказав, что не случайно возглавляют таблицу национального первенства.
Но «Динамо» недаром представляет известное ведомство. Тренеры где-то раздобыли видеозапись матча «Ваци Иззо» с «Ференцварошем», благодаря которой и получили полное представление об игре соперников. Применить полностью знания на практике динамовцам помешало, на мой взгляд, отсутствие практики игры против «искусственного офсайда», в нашем чемпионате никем почти не применяемого, а главное — излишняя нервозность. Она ощущалась и вне поля, как ни старался Газзаев, сам остро переживающий поражение от «Спартака», снять стрессовое напряжение, успокоить футболистов. Особое внимание он уделял Кобелеву, поскольку основные нити атак «Динамо» в его руках.
Начал Кобелев хорошо, уже на 6-й минуте выверенным пасом вывел слева один на один с вратарем Царева, но Коста в отличном броске спас команду. Поначалу этот момент выглядел эпизодом на фоне наступления венгров, бросивших в атаку трех форвардов Фюле, Ороса и Зомбори. Тренеры «Динамо» призвали своих защитников прежде всего запереть фланги, ибо образец в тактике для футболистов «Ваци Иззо», видимо, англичане. Их оружие — прорыв по краю и навес в расчете на удар головой кого-либо из рослых форвардов. На первых минутах фланги хозяев поля еще «работали», но вскоре их «заклинило», и к середине тайма преимущество постепенно перешло к «Динамо», а к перерыву оно ощущалось уже явственно.
По числу голевых ситуаций динамовцы заметно превзошли хозяев поля. Разыгрался Колыванов, часто бравший инициативу на себя и выходивший победителем в единоборствах. На 25-й минуте после его великолепного удара с лета мяч просвистел вплотную над перекладиной. В конце тайма Колыванов на линии штрафной финтами «разбросал» в разные стороны двух защитников, но его удар пришелся во вратаря. А за минуту до перерыва нападающий «Динамо» забил-таки гол. Но взвился вверх флажок бокового арбитра — «вне игры». Беру на себя смелость утверждать, что гол все-таки был. Панкратьев, удар которого со штрафного в «девятку» перед этим блестяще отразил Коста, на этот раз отличным пасом вывел на голевую позицию Леоненко. Тот стал перебрасывать мяч через вратаря, но почти двухметровый Коста дотянулся до мяча, отбросил его опять в ноги Леоненко, чуть левее которого просил паса Колыванов. Вратарь, видя такой оборот дела, отскочил назад, чтобы перекрыть обоих форвардов, и тогда Леоненко отдал мяч партнеру, а тот переправил его в сетку мимо пытавшегося защитить ворота Хаана. Голкипер находился ближе к воротам, чем Колыванов или, по крайней мере, на одной линии с ним, на линии ворот стоял Хаан, так что офсайда быть не могло.
В отличие от своих партнеров по сборной Шалимова, Юрана, Кулькова, Игорь Колыванов, подписав контракт с итальянской «Фоджей», не помчался туда сломя голову, а остался доиграть сезон в своей команде. Но уже закрадывалось сомнение, правы ли он и тренеры «Динамо», не лучше ли было форварду уехать сразу. Ведь с момента подписания контракта лучший бомбардир чемпионата СССР перестал забивать. Однако в матче с «Ваци Иззо», по крайней мере в первом тайме, на поле был прежний Колыванов, острый, нацеленный на ворота форвард, грешивший, правда, индивидуальной игрой в ущерб коллективной. Так что динамовский эксперимент еще не закончен.
Логично было предположить, что второй тайм станет продолжением первого. Но... Венгры, видимо, ощущали моральное состояние соперников и мелким, но поминутным фолом, стремились вывести их из равновесия. А одного из самых активных и конструктивных игроков Тетрадзе они вывели, даже не из равновесия - из игры.
Стал «огрызаться» на соперников Кобелев, а самый опытный Виктор Лосев, в конце матча в очередной раз грубо сбитый Зомбори, неосторожно потрепал в ответ соперника за шевелюру, и тут же был удален с поля. Динамовцам следовало бы обратить внимание на своеобразную манеру судейства Никакиса, в основном пресекавшего не грубость, а «вендетту». И венгры расстарались так, что даже обычно уравновешенный Леоненко порой не мог сдержать эмоций. Трудно оставаться «в узде», если валят даже без мяча и бьют под ребра, а то и ниже... И все же динамовцы, наверное, сохранили бы хладнокровие, не случись у них конфуз в матче со «Спартаком». Наложение на депрессивный фон новых раздражителей сыграло роковую роль. А матчи с лидерами чемпионатов двух стран в течение пяти дней, видимо, и физически нелегкая нагрузка.
Во втором тайме у венгров появились наконец возможности забить. Сначала Царев махнул мимо мяча, и набежавший Зомбори пробил сходу под бросившимся навстречу Сметаниным. Но тот же Царев успел в падении выбить мяч с линии ворот. Потом прекрасный удар с ходу нанес разыгравшийся Шимон — мимо ворот. В конце матча еще один его сильнейший удар парировал Сметанин.
Как мяч оказался в воротах «Динамо», невозможно было понять даже после многократных видеопросмотров. «Случайно, — пояснил капитан москвичей Лосев. — На подачу углового с правого фланга первым успел к ближней штанге Фюле, головой сбросивший мяч себе за спину. Стукнувшись о голову прибежавшего в нашу штрафную защитника Хаана, мяч опустился на бедро Склярову и по замысловатой траектории заскочил в сетку». Да, злой рок преследовал «Динамо» не только в атаке.
Вышедшие на замену Середа и Симутенков были заметны, но не более.
А как представляет себе матч в Петровском парке Янош Чанк ? «Не думаю, что в Москве нам удастся уберечь от гола свои ворота. Поэтому будем настраиваться обязательно забить «свой» гол. Полагаю, что «Динамо» выиграет, но с результатом 2:1, и за счет гола в гостях дальше в Кубке УЕФА пойдем мы».
И в заключение хочется поблагодарить руководство ФК «Динамо». Впервые корреспонденту «Футбола» клубом была предоставлена возможность побывать на выездном матче европейского Кубка, причем не в группе болельщиков, а непосредственно с командой.
Павел АЛЕШИН, специальный корреспондент «Футбола»
«ФУТБОЛ» №38, 22 сентября 1991 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий