7 мая 2020 г.

Стрелец неприкаянный (1993) Россия - моё мнение о фильме


Бывший русский журналист Герман (Владимир Ильин), находясь в эмиграции в Париже и влача там убогое и нищенское существование, получает известие о тяжелой болезни своего деда, знаменитого ученого-физика. Вернувшись в Россию, Герман узнает от умирающего деда о созданном им коридоре времени в 1966 год. Герой сначала не верит в этот бред, но когда убеждается в том, что это правда, решает воспользоваться этим изобретением для поправки своего материального положения и начинает потихоньку таскать оттуда золотишко и менять на доллары, благо наивный дед оставил ему в наследство чемодан со старыми рублями, вышедшими из обращения. Неоднократные перемещения в 60-е годы и обратно привели к тому, что в прошлом на его делишки обратила внимание советская милиция (он расплачивался купюрами с номерами, которые ещё не были напечатаны), а в настоящем - бандиты, которым он попытался сбывать драгоценный металл. Преследуемый в прошлом и настоящем герой попадает в безвыходное положение …


Спешу сразу всех успокоить - я не сошёл с ума. Моё отношение к старым советским и российским фильмам ни капли не изменилось. Как я считал, так и считаю - вся их "популярность" во времена СССР была обусловлена лишь отсутствием альтернативы. Что показывали, то и смотрели. Когда же занавес рухнул и в нашу страну устремился поток качественного американского и европейского кино вот тогда-то мы и узнали истинную ценность этим "шедеврам". Нет, ну какие-то единицы прошли проверку временем (в основном комедии Гайдая), но в основном все эти "произведения" были отправлены в утиль или на канал "Наше старое кино", который смотрят лишь выжившие из ума старики, продолжающие искренне верить в то, какую великую страну мы потеряли.


Разумеется я придерживаюсь совершенно противоположного мнения и рад, что эта позорная страница нашей истории была перевёрнута в 1991 году. Однако мои политические взгляды ни коим образом не могут влиять на оценку фильмов, которая должна быть объективной. Зачем мне себя обманывать-то ? Я прекрасно помню, как в 80-ые смотрел с придыханием "Гостья из будущего" и "Приключения Электроника", но лишь потому, что на параллельном канале не шли "Чужие", "Хищник" или "Бегущий человек". Если допустить, что такое было возможно, то никто бы сейчас советские фильмы даже не вспоминал, так как просто не знал бы о их существовании. Вы попробуйте, ради эксперимента, как-нибудь включить своим детям "Гостью из будущего" и попросите досмотреть все 5 серий до конца. Я уже знаю их реакцию (самая безобидная - покрутят пальцем у виска), так как проверял - больше чем на 15 минут их не хватит. Одни только "спецэффекты" чего стоят ) Сейчас даже на самый дешёвый телефон можно сделать лучше. 


"Стрелец неприкаянный" попал в поле моего зрения по простой причине - сюжет фильма строится на перемещении во времени, что входит в сферу моих интересов. Разумеется ничего особенного ни в плане интриги, ни в плане спецэффектов я не ждал, но и пройти мимо я не мог. Никогда не позволю себе произнести фразу "не смотрел, но осуждаю". Чужих мнений для меня в принципе не существует - есть только моё, а второе - неправильное. Оценку фильму я должен был дать самостоятельно.


Год 1993-ий. Вы представляете себе, что это значит ? Начало и середина 90-х - это то время, когда даже советские фильмы 60-70-х вам шедеврами покажутся. Серость, убогость и полная безысходность на экране ! Режиссёров того времени можно понять: какие времена - такое и настроение, какое настроение - такие и фильмы. Даже от наших якобы "комедий" 90-х хочется плакать и закрывать лицо руками. Настолько они убоги и бездарны ! Ну а после мелодрам или криминальных боевиков вообще утопиться хочется - всё плохо и выхода нет ...

Разумеется режиссёр фильма Георгий Шенгелия не мог обойти тему организованной преступности и здесь. Ну всё тогда было на ней завязано - это слепок того времени. Если в 1966 году главному герою стоило опасаться советской милиции, то в начале 90-х кого ? Ну не милиции же, ей Богу ! Так что тут вполне логично. Пришлось, конечно, малость потерпеть, глядя на эти "необезображенные интеллектом лица".

Жаль только, что тут под сомнения ставятся интеллектуальные способности главного героя. Серо и убого было, но дураками люди точно не были. Воспользоваться уникальной ситуацией любой из нас, что тогда, что сейчас смог бы куда умнее. Так явно палиться точно бы никто не стал. И именно эту тупость главного персонажа портит неплохое впечатление от фильма. Провернул бы пару сделок и залёг бы на дно и уж точно обходил бы стороной всех этих отморозков. А реализовать золото можно было и в Париже с максимальной осторожностью и уж точно без шика.

Спасает гнетущую и серую картинку на экране (увы ещё и качество плёнки не выдерживает никакой критики), помимо сюжета, ещё и удачный выбор актёров - Владимир Ильин, Татьяна Догилева, Ирина Феофанова. Последняя запомнилась мне по позднему фильму Гайдая "Частный детектив или Операция "Кооперация" с Дмитрием Харатьяном, который с успехом шёл в советском прокате в 1990-м году. Но там она играла, а здесь изображала какую-то красивую куклу, которая по непонятным причинам "клюнула" на старого и лысого мужика.


В общем, данный фильм сохранился в истории и не канул в лету лишь за счет оригинального сюжета (не так часто советские режиссёры использовали в своих фильмах перемещение во времени). Если бы не это, то гнить бы ему сейчас на свалке истории, где и закончили свой путь абсолютно все фильмы российского производства 90-х годов.




Моя оценка : 5 из 10.

Комментариев нет:

Отправить комментарий