Молодой и талантливый летчик Алексей Гущин (Козловский) из-за своего неуступчивого характера не смог удержаться ни в военной, ни в грузовой авиации. Начальство не желает видеть в своих рядах подчиненного, который готов оспаривать приказы, даже если те действительно абсурдны. Наконец, при помощи отца он устраивается на работу в пассажирскую авиакомпанию в экипаж строгого Леонида Зинченко (Машков), профессионала, чья дисциплина и неукоснительное следование правилам стали уже легендарными. Роль второго пилота не очень нравится своенравному Гущину, у которого на все свое мнение, но, тем не менее, пилоты уживаются и начинают спокойно работать. Все было нормально до случая со скандалом на борту, когда Алексей усмирил зарвавшегося VIP-пассажира. Тот оказывается одним из совладельцев компании, и летчик попадает в опалу. Вместо увольнения, которого удалось избежать по просьбе Зинченко, экипаж отправляют далеко от престижных маршрутов. Их новая задача - возить пассажиров между архипелагами в Тихом океане, где ведутся большие горнопромышленные работы. В один из дней рутинные перелеты прерваны экстренным вызовом - на одном из островов началось сильнейшее извержение вулкана. Чтобы спасти людей от раскаленной лавы, у наших летчиков есть всего один шанс. Теперь нужно забыть о былых разногласиях, собраться и выполнить все от них зависящее на пределе своих возможностей.
Сам я уже не молод, но ещё и не стар. Но теоретически таких как я уже можно отнести к категории так называемых "старых пердунов", которые вечно ворчат, исключительно от старческого маразма, утверждая, что раньше всё было лучше. Попробуй тронь хоть один старый фильм и попробуй напиши, что ремейк вышел не хуже, то тебя тут же смешают с говном ! Ах как же скромно я написал эту фразу "про не хуже" ) Ну что старые пердуны и совкодрочеры решили, что я заигрывать с вами буду ? Спешу огорчить. Я не толерантен и я из противоположного лагеря. Никаких заигрываний и уважения к классике не будет ! Всегда утверждал и буду утверждать, что советские фильмы все смотрели и они пользовались определённым успехом (правда лишь в СССР) исключительно из-за отсутствия альтернативы.
Да я даже сравнивать старый "Экипаж" с новым не собираюсь. Это старьё, которое в настоящее время себя полностью изжило и смотреть его могут лишь выжившие из ума старики, ностальгирующие по ушедшей молодости. При этом я верю и не капли не сомневаюсь, что в 1979 году старый "Экипаж" с Жжёновым и Филатовым вызвал бурный ажиотаж ! Захватывающие фильмы-катастрофы были в то время огромной редкостью. Смотрели с радостью даже унылые мелодрамы. А уж такой "блокбастер" никто бы и не вздумал пропустить. Хорошо помню как на "Пиратов 20 века" ходил в кинотеатр раз десять. Качественное американское и европейское кино никто в СССР не видел (ну может жалкие крохи, что бросали холопам в качестве подачки). Только задумайтесь на секундочку: одновременно с "Экипажем" в мире вышел в прокат фильм "Чужой" с Сигурни Уивер. Пусти его в наших кинотеатрах одновременно и на "Экипаже" не было бы ни одного зрителя, ну может кроме парочки дряхлых стариков, который пришли "ради Жжёнова"...
Сейчас, Слава Богу не Советский Союз. Тяжело было, но мы догнали наконец-то западные страны во многих сферах, в том числе и в кино. Технические возможности у нас теперь не хуже. С актёрами была беда. Кроме алкашей и бандитов они никого играть не умели. Хотя какая уж там игра. Тупо были самими собой и на том выезжали. Зритель верил. "Натурально вы как-то играете" )
В последнее время появилась плеяда актёров на которых приятно смотреть и игре которых веришь. Данила Козловский давно уже на коне, со времён "Мы из будущего". Владимир Машков - вообще уже почти легенда. Он и раньше был убедителен, а в новом "Экипаже" вообще идеален. Молодой Сергей Романович тоже хорошо попал в роль и убедительно сыграл трансформацию сына главного героя.
Новые технические возможности, симпатичные актёры, убедительная игра - всё это очень высоко подняло планку визуализации данной истории. Возможно в будущем и эту версию назовут устаревшей. Но мы не в будущем, а в настоящем. И в нём новый "Экипаж" занял почётное место в моей коллекции. А старый мы с почестями проводим на пенсию и больше никогда не вспомним. Свою задачу в 1979 году он с успехом выполнил, осчастливив советских граждан, сидящих взаперти за железным занавесом и радующихся даже таким мелочам.
Моя оценка : 9 из 10.
Почему обычно фильмы-катастрофы не тратят половину повествования на представление героев в мирной жизни ? Потому что если вы в рекламе обещаете зрителям огненные реки и грандиозные взрывы, то публика может обидеться, если вы целый час прячете от нее то, ради чего она пришла. Тут как в цирке-шапито, когда зазывалы кричат о смертельных трюках с тиграми, а представление начинается со скучных жонглеров. К счастью, Лебедев, как и некогда Митта, смог решить эту проблему за счет приглашения исключительно харизматичных звезд. Владимир Машков, Данила Козловский, Елена Яковлева в роли жены Зинченко, Сергей Шакуров в роли отца Гущина… Таким актерам и актрисам не нужно обвешиваться эффектами, чтобы удержать зрительское внимание. Вооруженные неплохим трагикомическим сценарием с несколькими сюжетными линиями (помимо дружбы главных героев фильм прослеживает отношения Зинченко с его семьей и Гущина с его новой девушкой) звезды не дают публике заскучать, и первая половина «Экипажа» смотрится с интересом. Правда, до жанровых вершин она не дотягивает, но в этом нет нужды. Ведь у фильма есть еще и вторая половина !
Там, кстати сказать, личные проблемы героев не забываются, а разрешаются. Например, Зинченко и его сын-студент, которые не могут найти общий язык, благодаря совместному приключению обретают искреннее уважение друг к другу. Так что, несмотря на жанровый сдвиг, картина не разваливается на две отдельные части. Сюжет крепко держит ее вместе. В этом плане новый «Экипаж» можно сравнить не только со старым, но и с «Титаником», где камерная мелодрама тоже перерастала в катастрофу.
При всех достоинствах первой части «Экипажа» главная «фишка» фильма все же заключена в его второй половине. Лебедев в ней пускается во все тяжкие - чувствуется, что у него было почти четыре десятилетия на придумывание того, что может произойти в таком кино. Чтобы не портить впечатление от сюжетных сюрпризов, мы не будем перечислять все, что героям приходится пережить и преодолеть. Скажем лишь, что они сражаются только с природными стихиями. За вычетом эпизодического олигарха, из-за которого летчики оказываются над Тихим океаном, в картине нет злодеев, и потому лента безукоризненно оптимистична и пронизана верой в мужество не только «профессиональных героев», но и простых людей, рискующих жизнью ради первых встречных. Естественно, спецэффекты в этой части ленты в каждом кадре (больше часа сплошных спецэффектов!), и некоторые из них по размаху не уступают голливудским суперблокбастерам. Лебедев многому научился у Александра Митты, но без влияния Майкла Бэя тут тоже не обошлось. Хотя, в отличие от голливудца, наш режиссер ни на секунду не теряет из виду персонажей, и эффекты обрамляют героев, а не вытесняют их с экрана.
Одним словом, Лебедев снял замечательную жанровую картину, которая воздает должное советской классике, выводит эффекты в нашем кино на новый уровень и рассказывает позитивную и захватывающую историю о ярких персонажах. Можно ли предъявить к «Экипажу» претензии ? Да, в фильме есть кое-какие неуклюжие реплики и неотполированные детали, и профессиональные авиаторы наверняка будут язвительно обсуждать неправдоподобные, с их точки зрения, сюжетные перипетии. Но все это не так уж важно.
Единственное, что в «Экипаже» сильно режет глаз и слух, - обращение ленты с девушкой Гущина, которую сыграла литовская актриса Агне Грудите. Поначалу картина из кожи вон лезет, чтобы в каждой своей сцене напомнить, что Александра - пилот, а не бортпроводница. Девушка даже произносит страстный феминистский монолог о том, как трудно пробиться в мужской профессии. Но когда во второй половине фильма Саша участвует в спасательной операции, она делает это фактически как бортпроводница, а не как пилот, потому что не сидит за штурвалом. И тут уж как в старом анекдоте: «Либо крестик снимите, либо трусики наденьте». Либо вы провозглашаете равенство полов и разрешаете героине хотя бы временно порулить самолетом в разгар критической ситуации (точнее, самолетами – их в фильме несколько), либо вы на прогрессивность не претендуете и спокойно отправляете девушку в салон или в уголок кабины. А иначе получается, что фильм грубо ставит героиню на место: «Сиди и не чирикай, тут мужские дела!» Вряд ли это та мысль, которую режиссер хотел донести до зрителей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий