24 мая 2020 г.

Пандорум - Pandorum (2009) - моё мнение о фильме


В безднах космоса движется огромный космический корабль. Два члена экипажа, пробудившиеся от гиперсна, оказываются в сложной ситуации : оборудование не работает, вспомнить они ничего не могут. Какова была их миссия ? Сколько времени прошло ? Где они ? Кто они ? На все эти вопросы у них нет ответов. К тому же, на корабле обнаруживаются непонятные существа, которые уничтожают всё на своем пути. У космических путешественников очень мало времени. Теперь для них собственные жизни - не самое главное, ибо только от них двоих, возможно, зависит спасение человечества. Нужно любой ценой восстановить управление кораблем, пока загадочный "Пандорум" не взял власть в свои руки ...


Есть такое выражение у киноманов "фильм не прошёл испытание временем". Его употребляют довольно часто, стараясь подчеркнуть, что должного эффекта от просмотра, который был в юности, он не вызвал. Да я и сам этим приёмом частенько пользуюсь. А что нужно говорить, если реакция противоположная ? Прошёл испытание временем ! Такое выражение я почти никогда не встречал. Но именно это мне и нужно сейчас сказать.

Данный фильм по праву находился в моей коллекции с 2010 года. Сам-то фильм вышел на экраны осенью 2009 года, а издан на DVD был примерно в середине ноября. Логично, что в моей коллекции он очутился не ранее, чем в начале 2010 года. Прекрасно помню, что за счёт качественного фантастического сюжета я его оценил на том уровне, которого достаточного для того, чтобы оказаться в числе избранных. Но пометку "шедевр" или "классно" я не поставил. Крепкий середнячок ! Почему-то не зацепил ...


И вот я решил его пересмотреть спустя 10 лет. Сюжет помню смутно, из актёров в памяти лишь Дэннис Куэйд. Да и то - не из-за его гениальной игры. Просто он мне внешне не очень симпатичен почему-то. Так-то фильмов с его участием у меня много (Радиоволна, Полёт Феникса, Послезавтра), но не цепляет он меня и всё тут. Пересмотр фильма моего к нему отношения не изменил (ну не мой это типаж), а вот к самому творению изменил и очень сильно. В лучшую сторону !

"Пандорум" - это качественный жанровый продукт, который вобрал в себя всё самое лучшее из классических научно-фантастических картин о конце света. Недалёкое будущее, Земля перенаселена, человечество висит на волоске и ищет другие планеты, приспособленные для жизни. Собственно, этот корабль по сути "Ноев Ковчег", который везёт примерно 60 тысяч людей на новую планету с образцами земной жизни (семена, насекомые, биологические образцы). В процессе длительного полёта Земля погибает и этот объект - последнее спасение человечества. В научном понимании Пандорум - это психическая болезнь человека, связанная с его долгим пребыванием в космосе, когда его умозаключения первое время основываются на привычном мышлении. Со временем привычка ослабевает потому, что не подпитывается привычными факторами (законы, мораль, земная обстановка, социальные взаимодействия). 


Вот эта болезнь и развилась у одного из пилотов, которые управляли кораблём, что и привело к печальным последствиям. Он не смог пережить гибели Земли, что повлекло за собой психоз в виде раздвоения личности, паранойи и прочих отклонений. Он, убив, двух других членов руководящего экипажа, стал чувствовать себя Богом на этом корабле. Абсолютно лишенный всяческих моральных принципов и уверенный в своей безнаказанности. Именно он вывел раньше времени большую часть людей из криогенна и наблюдал как они с годами превратились в племя туземцев. Продолжая управлять кораблем, он периодически впадал в спячку, в то время как люди мутировали в тех тварей. Долетев до долгожданной планеты, из-за нехватки персонала он неуклюже совершил посадку, после чего, не имея контроля над мутантами, снова впал в анабиоз.


Как уже отмечено выше, мутанты - человекоподобные существа, которые изначально были людьми, раньше других вышедшие из криогенного сна. Учитывая длительное пребывание в замкнутом пространстве и употребление препарата, ускоряющего эволюционное развитие (именно его везли с собой биологи в лаборатории), люди превратились в этих тварей идеально приспособившись к жизни на корабле, обладая только необходимыми для выживания навыками. 


В маленьком эпизоде мелькнул нынче культовый актёр Норман Ридус (жаль его быстро съели), который позже прославится ролью Дэрила в знаменитом сериале "Ходячие мертвецы" и именно она принесёт ему мировую славу. Снимай сейчас эти фильмы в обратном порядке Ридус бы получил в "Пандоруме" главную роль. Без вариантов. Но при первом просмотре в 2009 году я знать его просто не мог. "Ходячие мертвецы" вышли годом позже. Поэтому и не запомнил. Зато вчера пришёл в дикий восторг при виде знакомой и такой милой мордашки )


В качестве итога. У меня сложилось твёрдое убеждение, что выйди этот фильм в прокат в начале или середине 80-х, сразу же после "Чужих" (когда эта тема была на пике популярности) то ему был бы уготован тот же культовый статус и всенародное признание. Во всяком случае уровень подачи материала и погружение в космические события ничуть не хуже. Но фильм вышел в другую эпоху - эпоху фильмов по комиксам и полного отупения молодёжи, для которой поход в кино - это лишь красивая мельтешащая картинка на экране и "треск попкорна в безмозглых харях" (по классику). Именно поэтому он неудачно выступил в прокате и современный зритель его не оценил. Даже с учётом мировых сборов не удалось отбить бюджет. Но я, как киноман со старой закалкой, призываю вас не обращать на это внимание. Просто поверьте, что это очень классная научная фантастика, безусловно уступающая "Чужим" (трудно тягаться с шедевром), но вполне достойного уровня ! И место этого фильма в коллекции даже не обсуждается ни на секунду !


Моя оценка : 8 из 10.

Комментариев нет:

Отправить комментарий