После урагана, пронесшегося над штатом Мэн, отец (Томас Джейн) со своим маленьким сыном отправляются в супермаркет. И тут на городок опускается противоестественный туман, в котором кишмя кишат комары-гиганты, жуки размером и видом схожие с птеродактилями и твари покрупнее, которые утаскивают во мглу всех дерзнувших сунуться за стеклянную дверь супермаркета дальше, чем на два шага. Главные герои пытаются разгадать природу этого непонятного явления и найти путь к спасению...
Отличная экранизация одного из лучших произведений Стивена Кинга - "Туман". Очень редко у кого получается перенести книгу на экран. Всё-таки при чтении книги у читателя сильно работает воображение, а в кино тебе дают уже готовую картинку, в которой часто персонажи выглядят не так, как ты себе это представлял. У Фрэнка Дарабонта это получилось сделать почти идеально. Книгу можно теперь вообще не читать и смело положить этот фильм в коллекцию.
Описывать сюжет не вижу смысла, но в очередной раз подчеркну, что Стивен Кинг - гений нашей эпохи. Как же тонко он подмечает в своих произведениях всю сущность человека. В "Тумане" даётся чёткая последовательность реакции людей на чрезвычайную ситуацию (кстати, можно примерить её сейчас на происходящее в мире безумие с коронавирусом). Сначала ничего не предвещает ужаса - прошёл ураган, повредил дома, выбиты стёкла. Надо ехать за материалами в магазин. Всё как обычно. Поездка в супермаркет. И там люди оказываются отрезаны от внешнего мира. Ну и дальше по цепочке - обязательно немного глупого геройства (всегда были, есть и будут такие люди), потом беспечности, короткий период непонимания, а потом начинается паника, центробежной силой отбрасывающая людей от центра человеческой сущности к окраине морали и человечности, возвращая их к первобытному состоянию дикаря. На смену здравому смыслу приходит религиозный фанатизм, а некогда добропорядочные горожане уже готовятся к жертвоприношению.
Стивен Кинг пытается подчеркнуть (и как же он прав, чёрт возьми!), что главный ужас - это не ужасные твари и не прокол военных, допустивших эту ситуацию, а толпа управляемая низменными инстинктами, впадающая в панику, легко попадающая под чужое влияние и не способная отличить зло от добра. Толпа, где каждый готов перегрызть глотку другому ради собственного спасения, но неспособен сделать хоть что-то для всеобщего блага. Проблемы нашего социума изящно облаченные в классический кинговский хоррор.
Если в течение фильма кого-то не покидало ощущение, что это не более, чем лёгкая страшилка для детей, то концовка даёт однозначный ответ - вы ошиблись. Именно она придаёт совершенно иной окрас фильму и его восприятие. А то ведь часто бывают концовки, которые перечёркивают весь смысл фильма - главному герою всё приснилось или он потерял сознание от удара деревом по голове; туман рассеялся и все погибшие вернулись к жизни и так далее. Самый яркий пример подобного бреда и соответственно полного провала в прокате - фильм "Вторжение" (2007) с Николь Кидман и Даниэлем Крейгом.
Там тоже нагнетают мистики, а в конце, как по волшебству, все оживают и зрители ощущают, что их только что жестоко наебали. А во "Мгле" наоборот - неожиданный финальный твист, но в обратную сторону. Поэтому этот фильм занял достойное место в коллекциях всех киноманов, а "Вторжение" пылится на свалке истории.
Моя оценка : 8 из 10.
Комментариев нет:
Отправить комментарий