Московский журналист Борис (Евгений Цыганов) с сыном Валерием приезжает в Одессу к родственникам жены: уважаемому всеми товарищу Григорию Иосифовичу Давыдову (Леонид Ярмольник), его жене Раисе и их двум дочерям - бунтарке Мире (Евгения Брик) и излишне правильной Лоре (Ксения Раппопорт), "задушившей" мужа и дочь своей излишней опекой. Жена Бориса, впрочем, приехать не успевает - в городе объявляется эпидемия холеры, и въезд (как и выезд) в Одессу запрещают. От семейных раздоров Давыдовых Борис пытается спрятаться у соседей Жориков, чья дочь-подросток Ирка (Вероника Устимова) не скрывает интереса к заезжему и ухоженному москвичу ...
Валерий Тодоровский продолжает победное шествие по кулуарам истории - строго по хронологии. От скованных одной цепью, но по-особому протестных 50-х в "Стилягах" - к "Оттепели" 60-х, от неё - к застойным 70-м. В холерную Одессу, куда уже не въехать и откуда, что хуже, не уехать: идеальная картинка страны, законсервированной за железным занавесом.
В этом кино невероятно много хорошего: мастерски воссозданная атмосфера, замечательная актерская игра, точность психологизма персонажей и диалогов. Картина состоит из двух сюжетных акцентов. Первая часть ленты затрагивает каждого члена семьи, очерчивая проблемы социального характера убывшего советского строя - режиссёр упоминает и старость, и пьянство, и бесцельность существования, и семейные отношения, и зависть, и особых привилегиях особым людям, которые, несомненно, имели место быть, но аннулировались посредством отношений любви к ближнему, неважно кем этот ближний оказался и что совершил. К слову, в этом есть и негативная сторона для части зрителей, которые привыкли вспоминать свою молодость и оценивать её в качестве абсолютного блага. Виной тому всё та же любовь.
Вторая часть ленты посвящена душевным терзаниям Бориса, выводя его на ключевые роли в истории. Находясь под формальным запретом выезда, имеющий возможность покинуть Одессу благодаря своему положению и связям, журналист решает остаться, сделав приятное и сыну, который хочет ярко провести своё лето, и себе, дав отдохнуть от суеты города и однообразной скучной жизни. Виной такого решения является пятнадцатилетняя соседская девчонка, влюбившаяся в него, как кажется, естественно, и желающая во что бы то ни стало отправиться вместе с ним в Москву. И так будучи более свободным, чем остальные, Борис ощущает новые для себя чувства, доселе незнакомые, которые порождаются грядущим высвобождением.
Моя оценка : 5 из 10.
Комментариев нет:
Отправить комментарий