3 апреля 2020 г.

Первое появление группы Modern Talking в СССР по телевидению в 1986 году ... В тот момент стало ясно, что мир уже не будет прежним никогда !


Удивительное дело, моему сайту в ноябре этого года исполнится уже 12 лет, количество постов на нём приближается уже к 2,5 тысячам, а о группе "Modern Talking" до сих пор нет ни одной публикации. Есть разумеется отдельные статьи о Томасе Андерсе и Дитере Болене, которые связаны с их проектами, текущей деятельностью, концертами, но вот конкретно о группе ничего нет. О других группах (в том числе тех, у которых лишь один хит) есть большие материалы, а вот о лучшей группе "всех времён и народов" нет ничего.

Я долго думал почему так вышло и понял, что не писал ничего об этой группе по одной простой причине. Зачем писать о том, что и так знают все ? Информации более чем достаточно. О том, что это группа № 1 на музыкальном олимпе на все времена очевидно всем. Ни до, ни после лучше них никого никогда не было и не будет. Что нового можно добавить, когда каждый их шаг давно изучен под микроскопом и написаны тысячи статей ? А степень их влияния на мировую музыку давно доказанный научный факт. Да они просто перечеркнули всё, что было до этого. Ну и задрали планку для десяти будущих поколений, которые и близко к ней никогда не приблизятся.

Вот именно поэтому я не писал рецензии на альбомы, клипы, творчество. Что я могу добавить нового ? "Всё уже украдено до вас", - говорил один герой комедии Гайдая "Операция Ы". Всё убедительно доказано и разобрано до меня. "Всё уже написано до вас", - перефразирую я. Мне остаётся лишь подписаться под каждым словом. Но в последнее время меня начала мучить совесть. Ну как так-то ? Самая любимая группа и за 12 лет ни слова не написал. "Это несерьёзно", - сказал бы герой Моргунова из той же комедии про Шурика.

Вот поэтому я решил исследовать одну очень интересную для себя тему. А с чего всё собственно началось- то ? Я конечно что-то помню, но очень смутно, так как был ребёнком. Но в настоящее время (когда на свет извлечено множество видео архивов), можно попытаться восстановить хронологию тех событий середины 80-х годов. Когда лично я узнал об этой группе ? Мне ведь страшно повезло, так как лично застал то время и все те фантастические события развивались на моих глазах.


Итак, вкратце предыстория. Первый сингл "Modern Talking" под названием "You're My Heart, You're My Soul" вышел 29 октября 1984 года. Это просто исторический факт. Но мир от этого не перевернулся. Особой популярности у слушателей песня не получила. "Бомба" взорвалась лишь спустя три месяца, когда группа выступила c ней на шоу "Formel Eins" 21 января 1985 года. К счастью, сохранился небольшой отрывок из той передачи :


И вот именно с этого момента популярность дуэта начала захватывать планету. Параллельно с этим выходит и первый альбом группы "The First Album". К ноябрю 1985 года его продажи перевалили за миллион экземпляров и весь мир только и говорил о немецком поп-феномене ! К этому времени уже подоспел и второй альбом "Let’s Talk About Love" (дата выхода 25 октября 1985 года) с знаменитой "Cheri, Cheri Lady". 

И вот наконец-то мы приближаемся к самому главному историческому моменту. Поздно вечером 7 февраля 1986 года в телепередаче "Ритмы планеты" советское телевидение впервые показало "Modern Talking" на территории СССР. Это был отрывок из немецкого телешоу "Peters Popshow", которое вышло в эфир в Германии 30 ноября 1985 года. То есть спустя два месяца. Найти этот сюжет из передачи "Ритмы планеты" оказалось не очень простым делом. Но у меня это получилось. Это важно, так как именно здесь мы можем увидеть цензуру советского телевидения и лишний раз улыбнуться над идиотами, которые в ту пору стояли у власти. Дело в том, что во время выступления камера несколько раз показывала лицо Томаса Андерса крупным планом и наши "умельцы" умышленно засвечивали его лицо чёрным фоном, чтобы советский человек не заметил его подкрашенных глаз и помады на губах. В то время Томас находился под сильным влиянием своей жены Норы, которая всегда лично его "штукатурила" перед съёмками.

Но всё это можно простить и даже то, что то, что ведущая нашего ТВ назвала Дитера Болена другим именем - Петэр Болен. Главное, что благодаря этому в нашей стране тоже узнали о группе "Modern Talking" ! А вот и та самая редкая запись из передачи "Ритмы планеты" :

  

Я не хочу врать, так как сейчас реально не помню, когда я сам первый раз увидел "Modern Talking" по ТВ. Возможно это было именно 7 февраля, а может и чуть позже - 18 мая 1986 года, а возможно и 25 мая (через неделю был  ещё и повтор), когда ту же запись показали в передаче "Утренняя почта" с Юрием Николаевым. Удивительно, но запись той передачи сохранилась в хорошем качестве и совсем недавно была опубликована в открытом доступе на Youtube. В общем, не суть. Сказать я хотел о своей реакции на увиденное. А вот собственно тот самый кусок из "Утренней почты", прежде чем начать :



У меня, как и у большинства советских граждан, после увиденного мир сразу разделился на две половины ДО и ПОСЛЕ. Показ фрагмента этого выступления можно сравнить лишь со взрывом бомбы.  Мир музыки в моём сознании (и не только в моём) перевернулся с ног на голову. Выступление "Modern Talking" на фоне всей этой замшелой плесени смотрелось нереально круто ! Я и до этого о советской эстраде был не особо высокого мнения (все эти Кобзон, Пугачева, Ротару и Леонтьев ещё в детстве осточертели мне до невозможности), ну а сейчас контраст смотрелся особенно чудовищно ! Именно в тот момент я и понял, что же это такое - западная поп-музыка ! Соглашусь, что парень с накрашенными губами и взглядом из индийских фильмов, смотрелся немного странно, а блестящая тряпочка на заднем фоне была уж очень примитивным оформлением сцены. 

Да что уж там, многие из нас вообще не сразу смогли определить пол поющего. Вроде голос женский, но внешность мужская, длинные волосы, но почему губы и ресницы накрашенные ? Но главный смысл был в словах (понять мы их разумеется не могли) и мелодии, которая казалась невероятно жизнеутверждающей и окрыляющей. Мы, привыкшие к вечному нытью и страдальческим заунывным песням советских исполнителей от которых хочется лишь повеситься (посмотрите на досуге "Новогодние огоньки" тех лет), вдруг поняли в чём смысл музыки ! В том чтобы дарить радость и поднимать настроение !   

Спасибо всем тем, кто не постеснялся выложить этот выпуск "Утренней почты" на всеобщее обозрение. Надеюсь, что те, кто не застал времена 80-х, будут по нему изучать нашу историю. Не хочу обидеть конкретно тех, кто по нелепой случайности попал в этот выпуск (Гурченко, Пугачева, Караченцов, Скляр). Им повезло меньше всего. Так как именно на их фоне появился  немецкий дуэт в самом конце передачи, а они послужили этаким обрамлением, на котором контраст оказался особенно заметным. Музыка на все времена ! И качество, и мелодия, и голос, и то как артисты должны выглядеть. Вот что хотелось нам тогда видеть и слышать ! А не эту непонятную Гурченко, ходящую по кругу на манеже цирка, не Скляра, кривляющегося на фоне плаката Челентано,  не Караченцова с его нелепыми телодвижениями, и уж тем более не Пугачёву ! 

Поэтому тот майский выпуск "Утренней почты" в 1986 году вызывает отнюдь не ностальгию, а глубокое сожаление о том, что нам пришлось всё это терпеть, переживать и проводить во всем "этом" свою молодость (как мне), а кому-то и жизнь. Теперь на это можно смотреть только с чувством глубокого удовлетворения, что все это убожество прошло и уже точно никогда не вернётся. Возникает вопрос. Неужели высокое начальство нашего телевидения не осознавала этот дикий контраст в качестве музыки. Зачем рискнули показать ? 

Я слышал такое предположение. В конце апреля 1986 года произошла страшная авария на Чернобыльской АЭС, но информация о степени катастрофы и всё осознание ужаса пришлось как раз на май месяц. Народу надо было как-то поднять настроение и отвлечь от Чернобыля,  поэтому наша власть так "расщедрилась", что в одном выпуске "Утренней почты" показали аж три (!) номера с иностранными исполнителями. Перед "Modern Talking" мелькнул француз Шарль Азнавур (минутный кусок вырванный из песни) и итальянец Джанни Надзаро (о таком никто и не слышал). Это был беспрецедентный случай. Обычно в "Утренней почте" крутили лишь исполнителей совкового производства, ну и на "десерт" бросали какого-нибудь иностранца в конце под самые титры, разумеется из социалистических республик.     

Безусловно советская эстрада продолжила своё существование и дальше, а "Песню года" продолжала смотреть определённая часть зомбированного населения СССР. В основном старшее поколение, продолжающее искренне верить, что идёт светлой дорогой прямо к коммунизму. До конца существования СССР оставалось всего пять лет. На смену советской эстраде пришла ещё более убогая российская поп-музыка. Вот только существование этого инородного тела, такие как я, уже больше не замечали. Более того, в тот момент я наконец-то понял хоть какой-то смысл в советской цензуре. На сцену повылезала такая шваль, какую в Советском Союзе и близко бы к микрофону не подпустили.

Ну а что же дальше ? Дальше, учитывая обрушившуюся на немецкий дуэт популярность, его очень часто стали гонять по советскому радио, особенно на радиостанции "Маяк" в передачах, где включали песни по заявкам радиослушателей. Понятное дело, что ни одна передача не обходилась без "Modern Talking". Позже стали появляться аудиозаписи с первыми альбомами, которые мы гоняли записывать в студии звукозаписи. Ну а в 1987 году фирма грамзаписи "Мелодия" преподнесла всем по истине царский подарок и выпустила второй альбом группы. Напомню, что именно в том году Дитер с Томасом окончательно разругались и группа была на грани развала. Но в СССР их популярность только набирала обороты.


Разумеется "умники" из "Мелодии" не упустили возможности "вставить свои пять копеек" в готовый материал и влезли туда, куда их не просили. Второй альбом "Let’s Talk About Love" состоял из 10 песен. Но оттуда самым наглым образом были выброшены две : "You’re the Lady of My Heart" и "Let’s Talk About Love". Именно по этой причине я узнал о их существовании значительно позже, когда приобрёл в коллекцию фирменные немецкие издания. Вместо этих песен в пластинку включили два сингла из первого альбома "You Can Win If You Want" и "You're My Heart, You're My Soul". Впрочем даже такую покоцанную версию второго альбома на виниле было в СССР не достать. Прилавки музыкальных магазинов ломились от пластинок с советской никому не нужной эстрадой от "Поёт Вячеслав Добрынин" до "Лейся песня". Купить "Модерн Токинг" простому человеку было невозможно. Если только по большому блату ! И мне страшно повезло, так как на нашей площадке по соседству жил такой человек в соседней квартире. Где работала и чем занималась эта женщина я понятия не имел, но всё у неё было, чего не было у нас - техника, книги, пластинки и прочий дефицит.


И вот однажды, вернувшись из школы, я услышал из их квартиры знакомую мелодию. А следом ещё одну ! Вашу же мать ! Это же альбом играет, а не радио ! Тут мне стало всё понятно. Так как я был ещё мал, чтобы общаться с этой тёткой, то отправил на разведку свою маму и каково же было моё счастье, когда она вернулась и сказала, что я могу завтра прийти с магнитофоном и сделать запись ! Именно тогда я первый раз в жизни подержал эту самую пластинку в руках (фото представлено выше).

Ну а теперь, собственно, я хочу тут представить оригинальную запись с немецкого телевидения того самого "Peters Popshow" от 30 ноября 1985 года (просто здорово, что всё это сохранилось и в таком хорошем качестве), которая потом и просочилась в СССР, и вызвала такой ажиотаж, который себе и представить было невозможно ! 

You're My Heart, You're My Soul / Cheri, Cheri Lady


Heaven Will Know


"Рвануло" так, что похоронило всю советскую эстраду разом под грудой обломков. А спустя пару лет такая же участь постигла и советский кинематограф, когда в СССР появились первые видеосалоны (может и раньше, но в моём городе точно в 1988-ом) и мы смогли сравнить лучшие западные фильмы с нашим убожеством. Именно тогда до меня и дошло почему советская власть всеми силами пыталась оградить наших людей от "тлетворного влияния Запада". Боюсь СССР развалился бы тогда гораздо раньше, если бы мы увидели как они красиво "загнивают". Прикольный кстати момент из той же "Утренней почты", где в так называемом клипе Игоря Скляра показывают полки советского магазина, которые просто "ломятся" от товаров. Сравните такой же магазин в 1986 году в ФРГ или Франции !

3 комментария:

  1. Здравствуйте, уважаемый автор статьи! Меня зовут Александр, мне 50 лет, я киевлянин. Спасибо! С удовольствием прочитал Вашу статью. Моя юность это -- Моден Токинг. А пластинку, которую выпустила фирма "Мелодия" я без проблем купил тогда в ЦУМе, у нас в Киеве. Напишите ещё, пожалуйста, про Си Си Кетч, Лиан Росс, Патти Райан и про Бэд Бойс Блю.

    ОтветитьУдалить
  2. Всего то какие-то жалкие миллион дисков,а вот фирма Мелодия выпустила пластинкиЛаймы Вайкуле двадцати миллионным тиражом,что позволило ей накормить весь Советский союз

    ОтветитьУдалить
  3. Нас пугачева кормила то?а то бы кабздец всем)))

    ОтветитьУдалить